Автошкола онлайн

Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме"автошкола онлайн". Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД

Водительские курсы

Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.

ПДД учить

Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.

УчебникОглавление Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки.
Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки.
Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки.


Чем характерен регулируемый перекрёсток. Здесь очерёдность движения устанавливается сигналами светофора (или регулировщика).


Но сначала давайте о светофоре. О регулировщике потом.



 


Что может быть проще и понятнее сигналов светофора.

Водители на пересекаемой дороге послушно стоят у стоп-линий (им включен красный).

Мы и встречный можем двигаться, нам обоим горит зелёный сигнал.


То есть у нас с водителем встречного автомобиля – равное право на проезд!






Ну, так здесь для нас ничего нового. Всё так же, как и на нерегулируемых перекрёстках – при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».


И вопросы такие же, как про нерегулируемые перекрёстки:



Как Вам следует поступить при повороте налево?


1. Проехать перекрёсток первым.


2. Выехать за стоп-линию и остановиться на перекрёстке, чтобы уступить дорогу встречному автомобилю.


3. Остановиться перед стоп-линией и после проезда легкового автомобиля повернуть налево.







Комментарий к задаче


Вам необязательно видеть, что горит у встречного. Можете быть уверены – если вам зелёный, значит, и ему точно такой же зелёный. А дальше всё понятно.


 



Прямо и направо можно смело двигаться. А при повороте налево или развороте ваша обязанность -  уступить дорогу встречному.


Только не надо останавливаться перед стоп-линией, вам же горит зелёный! Смело въезжайте на перекрёсток и уже там, на перекрёстке, уступайте дорогу встречному.




В Правилах о движении на зелёный сигнал светофора сказано точно так же, как и о движении по равнозначной дороге на нерегулируемом перекрёстке:


Правила. Раздел 13. Пункт 13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.


И про трамвай всё то же самое:


Правила. Раздел 13. Пункт 13.6. Если сигналы светофора разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.


И вопросы про трамвай такие же:



Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Кому Вы должны уступить дорогу?


1. Трамваю и автомобилю.


2. Только трамваю.


3. Никому.








Комментарий к задаче


Сейчас у всех троих равное право на проезд (все двигаются на зелёный сигнал светофора). Первым, естественно, проедет трамвай, а вот встречный автомобиль должен уступить вам дорогу (всё по тому же принципу «помехи справа»).





В каком случае Вы обязаны уступить дорогу трамваю?


1. При повороте налево.


2. При движении прямо.


3. В обоих перечисленных случаях.









Комментарий к задаче


Оба (вы и трамвай) двигаетесь на зелёный сигнал светофора, то есть у обоих – равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай всегда имеет преимущество независимо от направления движения.




Правда, что касается трамвая, тут есть один нюанс – на перекрёстке может быть применено раздельное регулирование: один светофор для вас, другой – для трамвая, и чтобы грамотно проехать такой перекрёсток, водитель должен понимать сигналы обоих светофоров:



Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?


1. Уступите дорогу трамваю.


2. Дождётесь разрешающего сигнала специального светофора и, пропустив трамвай, повернёте налево.


3. Проедете перекрёсток первым.








Комментарий к задаче


На этом перекрёстке применено раздельное регулирование – у вас свой светофор, у водителя трамвая - свой. В таких случаях сигналы этих двух светофоров не должны противоречить друг другу. Если уж ваш светофор разрешает вам движение во всех направлениях (как сейчас на рисунке), тогда на специальном светофоре должен быть включён сигнал, запрещающий движение трамваю.


Посмотрите на рисунок, так оно и есть – трамваю на специальном светофоре включен запрещающий сигнал!


Так что не стойте, проезжайте перекрёсток, вам же горит зелёный.




И ещё светофор могут оснастить дополнительной секцией. Об этом мы подробно поговорили в теме 6.1 «Сигналы светофора», но на всякий случай повторим и здесь:


 




Если дополнительная секция не включена, двигаться можно только в направлениях, указанных контурными стрелками на основном зелёном сигнале.














Сейчас можно двигаться во всех направлениях.















А вот сейчас – только направо. Но заметьте – вы двигаетесь на основной красный сигнал!








Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:


Правила. Раздел 13. Пункт 13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.






То есть сейчас на этом перекрёстке вы – последний человек. Поворачивать направо можно, но уступая дорогу всем, кого вы там на перекрёстке увидите.








Вы обратили внимание! – в пункте 13.5 не уточнено, о каких водителях идёт речь. А, значит, имеются в виду все водители, в том числе и водители трамваев. Не смотря на то, что в пункте 13.5 всё сказано достаточно ясно, Правила тем не менее про трамвай дали ещё и отдельное прямое указание в пункте 13.6:


Правила. Раздел 13. Пункт 13.6. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.





Даже трамвай, если двигается на стрелку с основным красным сигналом, может только осторожно «вползать» на перекрёсток, уступая всем дорогу.


Сейчас у трамвая неравное право на проезд с этим легковым автомобилем на пересекаемой дороге.






И про стрелку с красным на экзамене обязательно спросят:



Обязаны ли Вы уступить дорогу автобусу?


1. Обязаны.


2. Не обязаны.











Комментарий к задаче


Раз уж вам горит основной красный, значит, автобусу точно включен основной зелёный. Он проедет перекрёсток первым, и если за ним никого нет, можете повернуть направо.





Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Ваши действия?


1. Остановитесь перед стоп-линией.


2. Продолжите движение, уступая дорогу легковому автомобилю.


3. Продолжите движение, имея преимущество перед легковым автомобилем.






Комментарий к задаче


На Т-образных перекрёстках в дополнительной секции светофора будет изображена стрелка «прямо». Но принципиально это ничего не меняет. В данной ситуации двигаться прямо можно. Но не просто можно, а, уступая дорогу легковому автомобилю.


Вы же поедете на основной красный, а он двигается на основной зелёный!





И ещё один наиважнейший момент!



 





Если светофор без дополнительной секции, можете быть стопроцентно уверены, что встречному тоже горит зелёный, а поперечным – красный.








Если светофор с дополнительной секцией, тогда приготовьтесь -  здесь возможны различные варианты.


 


В любом случае можете быть на 100% уверены, что автобусу включен основной красный (раз уж вам – зелёный, значит, в поперечном направлении обязательно будет красный).


Что же касается встречного движения, то здесь картинка может быть такой – на всех полосах (кроме крайней правой) автомобили стоят неподвижно! И только с крайней правой народ с оглядкой пытается «просочиться», не создавая никому помех.






 



В жизни именно так вы догадаетесь, что встречным включена дополнительная секция с основным красным сигналом.


А вы двигаетесь на стрелку с основным зелёным!

У вас безоговорочное преимущество.







В Билетах есть одна такая задача:



При выполнении какого манёвра водитель легкового автомобиля имеет преимущество в движении?


1. Только при повороте налево.


2. Только при развороте.


3. При выполнении любого манёвра из перечисленных.






Ну, что же, можно подвести промежуточный итог:


1. На регулируемых перекрёстках равное или неравное право на проезд определяется сигналами светофора.


2. Равное право на проезд имеют водители, которым включён основной зелёный сигнал светофора.


В этом случае, если траектории движения пересекаются, водители безрельсовых транспортных средств


разбираются друг с другом по принципу «помехи справа»,


а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.





Осталось только поговорить о ситуации, когда на перекрёсток вышел регулировщик.



 



В этом случае равное или неравное право на проезд определяется сигналам  регулировщика.


И так же, как в случае со светофором, сигналы регулировщика всегда открывают движение двум потокам транспорта, подъезжающим к перекрёстку с разных направлений.







 



При этом траектории движения могут и не пересекаться.

Например, такой сигнал регулировщика открывает движение только нам и встречному и только прямо или направо.










 




Такой сигнал регулировщика тоже одновременно открывает движение и нам, и синему легковому автомобилю.

И если мы поедем прямо или налево, то траектории опять не пересекаются.








 



Однако, если станем разворачиваться, тогда в конечной фазе разворота он станет для нас помехой справа. И надо уступать ему дорогу.


Почему? Да потому что у нас с ним равное право на проезд – оба двигаются на разрешающий сигнал регулировщика.







И такие задачки есть в Билетах:



Вы намерены развернуться. Ваши действия?


1. Проедете перекрёсток первым.


2. Выполните разворот, уступив дорогу легковому автомобилю.


3. Дождётесь, когда регулировщик опустит правую руку.






Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?


1. Дождётесь другого сигнала регулировщика.


2. Уступите дорогу легковому автомобилю, осуществляющему разворот.


3. Проедете перекрёсток первым.








Комментарий к задаче


Теперь наоборот - вы поворачиваете направо, а легковой автомобиль разворачивается.


 


И опять сигнал регулировщика разрешает одновременно движение обоим.


То есть опять у обоих равное право на проезд.


А при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».







Наконец, надо же ещё разобраться с трамваем.


Про трамвай коллеги-преподаватели уже давно придумали такое правило:


Трамвай может ездить только «из рукава в рукав» регулировщика.



 



При таком сигнале трамваю разрешено только налево («из рукава в рукав» регулировщика). Понятно, что трамвай будет стоять, дожидаясь нужного ему сигнала «прямо».

А вам можно во всех направлениях! Так что не стойте. Вы собрались поворачивать направо, ну и поворачивайте.








 

Регулировщик опустил правую руку. При таком сигнале трамваю разрешено только прямо, он и поедет.

Вам тоже можно поворачивать направо, только теперь уже уступая дорогу трамваю.


При равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения!












При таком сигнале трамваю разрешено только прямо, а ему нужно направо (включён правый указатель поворота).

Трамвай будет стоять, а вы не стойте, собрались двигаться прямо, ну и двигайтесь.











Регулировщик повернулся к вам грудью и вытянул правую руку вперёд.

При таком сигнале трамваю разрешено только направо, он и поедет.

А вам, если нужно прямо, придётся постоять. При таком сигнале и вам разрешено только направо.








Вы обратили внимание!


Оказывается вам нужно уметь думать не только за себя, но ещё и за водителя трамвая.



Вот вам под занавес ещё одна задачка из Билетов:



Как Вам следует поступить при повороте направо?


1. Проехать перекрёсток первым.


2. Уступить дорогу только трамваю А.


3. Уступить дорогу только трамваю Б.


4. Уступить дорогу обоим трамваям.







Комментарий к задаче


Учитель. В каком направлении вам сейчас разрешено движение?

Ученик. При таком сигнале регулировщика – только направо.

Учитель. А трамваю «А»?

Ученик. Трамваю «А» - из рукава в рукав регулировщика, тоже только направо.

Учитель. А трамваю «Б»?

Ученик. Трамваю «Б» - из рукава в рукав регулировщика, только налево.

Учитель. Обратите внимание! – поворачивая направо, вам придётся пересекать трамвайные пути! Как разберёмся с трамваями?

Ученик. Сейчас регулировщик разрешает движение всем, то есть у всех равное право на проезд. А при равном праве на проезд, трамвай имеет преимущество независимо от направления движения. Надо уступать дорогу обоим трамваям.



Про трамвай и регулировщика Правила всё сказали в пункте 13.6:


Правила. Раздел 13. Пункт 13.6. Если сигналы регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.




Все перекрёстки пройдены, и теперь можно сделать окончательный вывод:


Наш универсальный принцип воистину универсальный!

 

Он действует на всех перекрёстках!

 

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой


по общему принципу «помехи справа»,


а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.




Мы полностью рассмотрели все возможные варианты очерёдности проезда всех возможных перекрёстков. Казалось бы на этом можно и закончить. Но дело в том, что в тринадцатом разделе Правил остались ещё два не поднятых нами требования.

Эти два требования не имеют прямого отношения к очерёдности проезда, они о том, как надлежит правильно проезжать перекрёсток на разрешающий сигнал светофора. А в Правилах нет требований более важных и менее важных. Все требования Правил одинаково важны. Ведь речь идёт о безопасности!


Правила. Раздел 13. Пункт 13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.


И на это требование Правил есть в Билетах одна задачка:



Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?


1. Выполните манёвр без остановки на перекрёстке.


2. Повернёте налево, остановитесь в разрыве разделительной полосы. Дождётесь разрешающего сигнала светофора на выходе с перекрёстка и завершите манёвр.









Комментарий к задаче


 

Сейчас вас спрашивают вот о чём.

Вы въезжаете на перекрёсток на зелёный сигнал светофора, но покидать перекрёсток, поворачивая налево, придётся на красный сигнал.

И как быть?


Прочитайте ещё раз приведённый выше пункт 13.7. Там ясно сказано:

Водитель, въехав на перекрёсток, обязан покинуть его, независимо от того, что там будет гореть на выходе!




Но у пункта 13.7 есть ещё и продолжение:


Правила. Раздел 13. Пункт 13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.



И про это на экзамене тоже спрашивают:



Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?


1. Выполните манёвр без остановки на перекрёстке.


2. Выехав на перекрёсток, остановитесь у стоп-линии и, дождавшись зелёного сигнала светофора на разделительной полосе, завершите манёвр.









Комментарий к задаче


 



На этом перекрёстке поворот налево организован принципиально иначе.


Во-первых, светофор на выходе стоит не за перекрёстком, а на перекрёстке (точнее – на разделительной полосе).


А, во-вторых, на пути следования через перекрёсток на проезжей части нанесена стоп-линия.




А значит, на таком перекрёстке, согласно пункту 13.7, поворачивая налево (или разворачиваясь), водители обязаны сначала остановиться на перекрёстке у стоп-линии. Продолжить движение можно только после того, как на светофоре загорится разрешающий сигнал.




И, наконец, последнее, что осталось в тринадцатом разделе ПДД:


Правила. Раздел 13. Пункт 13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.


 


Красный с жёлтым погасли, включился зелёный, и можно двигаться во всех направлениях .


Но не торопитесь начинать движение. Сколько бед и трагедий видел автор этих строк, когда соседи по дороге слепо ориентировались на зелёный сигнал. И это не просто совет, это требование Правил.









При включении зелёного сигнала светофора Вам следует:


1. Сразу начать движение.


2. Начать движение, убедившись только в отсутствии пешеходов, завершающих переход проезжей части.


3. Начать движение, убедившись в отсутствии пешеходов и транспортных средств, завершающих движение после смены сигнала светофора.





Комментарий к задаче



 




Только что на светофоре горел красный сигнал, и вы приближались к перекрёстку в режиме торможения так, чтобы остановиться у стоп-линии.









Но тут к красному добавился жёлтый! Это значит, что через пару секунд включится зелёный, и, казалось бы, уже можно продолжить движение без остановки.


Но ведь и пешеходов смена сигналов застала на переходе. Кто-то из них сейчас вернётся назад, но будут и такие, кто побежит вперёд!

Да и водителей на пересекаемой дороге смена сигналов тоже могла застать в непосредственной близости от стоп-линии. И они, выполняя требования Правил, не станут применять экстренное торможение, а продолжат движение через перекрёсток.



Так что сейчас  вы просто обязаны убедиться в отсутствии пешеходов и транспортных средств, завершающих движение после смены сигнала светофора.


Тем более, что именно так эта ситуация и прописана в Правилах:


Правила. Раздел 13. Пункт 13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекрёсток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.



Ну, вот теперь всё.


Можно переходить к четырнадцатой теме.


 

Вниманию преподавателей автошкол!


Перед вами то что вам нужно - Мобильный Автоматизированный Комплекс для программированного обучения и контроля знаний при подготовке водителей.


Мобильный Автоматизированный Комплекс по безопасности дорожного движения