Автошкола онлайн

Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме"автошкола онлайн". Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД

Водительские курсы

Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.

ПДД учить

Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.

УчебникОглавление Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки.
Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки.
Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки.


Итак, что касается очерёдности проезда, то на любом перекрёстке действует одно и то же универсальное правило:


При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой

по принципу «помехи справа»,

а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.


Если перекрёсток регулируемый, то равное или неравное право на проезд устанавливается сигналами светофоров (или сигналами регулировщика).


Что может быть проще и понятнее, чем сигналы светофора. Сейчас водителям серых автомобилей горит «красный», и они послушно стоят у стоп-линий.

Водители чёрного и красного автомобилей могут двигаться в любом направлении, и у обоих равное право на проезд (обоим включён зелёный сигнал).

А при равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой по принципу «помехи справа».









Сигналы на светофоре переключились, и теперь у стоп-линий должны стоять водители чёрного и красного автомобилей, а водители серых автомобилей разберутся между собой, руководствуясь всё тем же универсальным принципом «помехи справа».

Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 13. Пункт 13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.








Тут, правда, есть пара нюансов, которые знать надо обязательно.


Сейчас у этих водителей неравное право на проезд. Водитель чёрного автомобиля двигается на основной зелёный сигнал, а водитель красного автомобиля двигается на основной красный сигнал (включённый вместе с дополнительной секцией – зелёной стрелкой).

В такой ситуации водитель красного автомобиля – последний человек на перекрестке. Он может поворачивать направо только при условии, что будет уступать дорогу абсолютно всем.

Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 13. Пункт 13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.





И ещё. Пусть вас не удивляет, что на одном столбе вместе со светофором могут быть установлены знаки приоритета. И, например, сейчас действие знаков приоритета противоречит действию сигналов светофора.

Тут дело вот в чём.


При работающем светофоре знаки приоритета «умирают»!


И сейчас (раз светофор работает!) на этом перекрёстке нет ни главной дороги, ни второстепенной.

И сейчас (раз светофор работает!) очерёдность проезда устанавливается только сигналами светофора.





Если светофор сломан, или отключён, или переведён в режим жёлтого мигающего сигнала, знаки приоритета «оживают»!


И сейчас (раз светофор не работает!) очерёдность проезда устанавливается знаками приоритета.

Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 13. Пункт 13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.





И ещё! Сигналы светофора отменяют действие только знаков приоритета (поскольку вступают с ними в противоречие).

Все остальные знаки и разметка как действовали, так и продолжают действовать (поскольку не вступают в противоречие с сигналами светофора).

Например, сейчас, при наличии предписывающего знака 4.1.1 «Движение прямо», водитель красного автомобиля, двигаясь на зелёный сигнал, может пересечь перекрёсток только в прямом направлении.








А сейчас, при наличии запрещающего знака 3.19, можно и прямо, и направо, и налево. Но разворот запрещён.















Чтобы окончательно разобраться с проездом регулируемых перекрестков осталось только прокомментировать несколько задачек из сборника ГИБДД.


Если движение регулируется сигналами светофора.




Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Ваши действия?


1. Проедете перекрёсток первым.


2. Уступите дорогу только трамваю.


3. Уступите дорогу трамваю и автомобилю.







Раз Вам горит «зелёный», значит, и встречным тоже горит «зелёный». И, следовательно, у всех троих – равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Только не надо останавливаться перед перекрёстком – Вам же включен зелёный сигнал. Въезжайте на перекрёсток, уступайте дорогу трамваю и продолжайте движение.

Вполне возможно, что водитель встречного автомобиля попытается повернуть налево вместе с трамваем. И будет не прав! В соответствие с универсальным принципом «помехи справа» в данной ситуации он, въехав на перекрёсток, должен уступить Вам дорогу.





Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?


1. Только трамваю.


2. Никому.


3. Автомобилю и трамваю.


4. Только автомобилю.





Как и в предыдущем случае, у всех троих – равное право на проезд (все трое двигаются на зелёный сигнал светофора).

И в данной ситуации (поворачивая налево), Вы должны уступить дорогу и трамваю (потому что он – трамвай), и автомобилю (потому что он для Вас – помеха справа).




Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Ваши действия?


1. Уступите дорогу трамваю.


2. Проедете перекрёсток первым.









Трамвай поворачивает направо не просто на «зелёную стрелку», а на зелёную стрелку, включённую в комбинации с основным зелёным сигналом светофора!

То есть вы оба двигаетесь на «основной зелёный». А при равном праве на проезд у трамвая всегда преимущество.





Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?


1. Уступите дорогу трамваю.


2. Проедете перекрёсток первым.


3. Дождётесь разрешающего сигнала специального светофора и только после этого повернёте.







На этом перекрёстке применено раздельное регулирование очерёдности движения – у Вас свой светофор, у вагоновожатого тоже свой специальный светофор.

Я надеюсь, Вы ещё не забыли – такой сигнал специального светофора запрещает трамваю движение!

А Ваш светофор разрешает движение во всех направлениях. Так что смело поворачивайте налево.




Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Ваши действия?


1. Уступите дорогу трамваю.


2. Проедете перекрёсток первым.









При таком сигнале специального светофора трамваю разрешено только прямо. А ему надо направо, и он будет стоять, дожидаясь нужного ему сигнала.

Если и Вы будете стоять, то обязательно привлечёте внимание инспектора ГИБДД. Он пригласит Вас к себе, потребует документы и спросит, в какой автошколе Вы учились, и кто был Вашим преподавателем.

Так что если не хотите нанести ещё одну царапину на моё израненное сердце, не стойте – Вам же горит «зелёный»!




Кто должен уступить дорогу?


1. Водитель трамвая.


2. Водитель автомобиля, приближающийся слева.










При работающем светофоре знаки приоритета «умирают». И сейчас на этом перекрёстке нет ни главной дороги, ни второстепенной - очерёдность проезда устанавливается только сигналами светофоров.

В показанной ситуации трамваю включён основной красный сигнал, а легковому автомобилю включён основной зелёный сигнал.

А это значит, что у них вовсе не равное право на проезд. Водитель трамвая может въехать на перекрёсток только после того, как уступит дорогу всем, кого он там, на перекрёстке, увидит.




При включении зелёного сигнала светофора Вы должны:


1. Уступить дорогу грузовому автомобилю, завершающему разворот.


2. Начать движение, не уступая дорогу грузовому автомобилю.








Этот рисунок вы не всегда правильно понимаете.

Грузовой автомобиль въехал на перекрёсток на зелёный сигнал с пересекаемой дороги для того, чтобы развернуться. Пока он разворачивался, сигналы на светофоре переключились – ещё секунда, и Вам загорится «зелёный». И кто теперь кому должен уступить дорогу?

Посмотрим, что по поводу этой ситуации сказано в Правилах.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.8.

При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекрёсток.

Так что не торопитесь трогаться, сначала дайте грузовику покинуть перекрёсток.





Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?


1. Выполните манёвр без остановки на перекрёстке.


2. Повернёте налево, остановитесь в разрыве разделительной полосы и, после включения разрешающего сигнала на выходе с перекрёстка, завершите манёвр.








Сейчас Вас спрашивают вот о чём.

Вы въезжаете на перекрёсток на зелёный сигнал светофора, но покидать перекрёсток, поворачивая налево, придётся на красный сигнал. И как быть?

Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.7.

Водитель, въехавший на перекрёсток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрёстка.




Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?


1. Выполните манёвр без остановки на перекрёстке.


2. Выехав на перекрёсток, остановитесь у стоп-линии и, дождавшись зелёного сигнала светофора на разделительной полосе, завершите манёвр.








На этом перекрёстке поворот налево организован принципиально иначе. Во-первых, светофор на выходе стоит не за перекрёстком, а на перекрёстке (точнее – на разделительной полосе). А, во-вторых, на пути следования через перекрёсток на проезжей части нанесена стоп-линия.

Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.7.

Если на перекрёстке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.


То есть на таком перекрёстке, поворачивая налево (или разворачиваясь), водители обязаны сначала остановиться на перекрёстке у стоп-линии. Продолжить движение можно только после того, как на светофоре загорится разрешающий сигнал.





Должен ли водитель легкового автомобиля при развороте уступить дорогу автобусу?


1. Нет.


2. Да.









В конечной фазе разворота автобус для Вас станет «помехой справа». И если бы это был нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог, то в такой ситуации Вы должны были бы уступить дорогу автобусу.

Но это регулируемый перекрёсток, и сейчас у Вас и у водителя автобуса неравное право на проезд – Вы двигаетесь на стрелку, включённую в комбинации с основным зелёным сигналом, а водителю автобуса включена стрелка в комбинации с основным красным сигналом.

Так что сейчас водитель автобуса должен уступать дорогу всем, кого он увидит на перекрёстке.




При движении прямо Вы:


1. Можете продолжить движение через перекрёсток без остановки.


2. Должны остановиться перед стоп-линией.


3. Должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.






При работающем светофоре знаки приоритета «умирают». Так что не вздумайте останавливаться – Вам горит зелёный сигнал.




Вы намерены повернуть направо. Следует ли уступить дорогу легковому автомобилю?


1. Нет.


2. Да.









При работающем светофоре знаки приоритета «умирают». Так что сейчас на этом перекрёстке нет ни главной дороги, ни второстепенной.

Оба водителя двигаются на зелёный сигнал светофора, то есть у обоих равное право на проезд, и по принципу «помехи справа» встречный водитель должен уступить Вам дорогу.




Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?


1. Только пешеходам.


2. Автобусу и пешеходам.


3. Только автобусу.


4. Никому.





При работающем светофоре знаки приоритета «умирают». Так что сейчас на этом перекрёстке нет ни главной дороги, ни второстепенной.

Оба водителя двигаются на зелёный сигнал светофора, то есть у обоих равное право на проезд, и по принципу «помехи справа» Вы должны уступить дорогу автобусу.

Ну, а пешеходам мы всегда уступаем дорогу, поворачивая направо или налево. (Они, кстати, сейчас тоже двигаются на зелёный сигнал светофора).






Если на перекрёсток вышел регулировщик.




Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?


1. Выехав на перекрёсток, уступите дорогу встречному автомобилю и повернёте.


2. Выехав на перекрёсток, дождётесь сигнала регулировщика, разрешающего поворот, и повернёте.


3. Остановитесь у стоп-линии, дождётесь сигнала регулировщика, разрешающего поворот, и повернёте.





Вам необходимо остановиться у стоп-линии и дождаться вот такого сигнала регулировщика.

Теперь можете поворачивать налево.




Вы намерены развернуться. Ваши действия?


1. Проедете перекрёсток первым.


2. Произведёте разворот, уступив дорогу легковому автомобилю.









Такой сигнал регулировщика разрешает движение обоим водителям. То есть у обоих равное право на проезд.

Можете приступить к развороту, но в его конечной фазе синий автомобиль станет для Вас помехой справа. Не забудьте уступить ему дорогу.




Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?


1. Проедете перекрёсток первым.


2. Уступите дорогу автомобилю, производящему разворот.










Ситуация с точностью до наоборот.

Теперь Вы поворачивает направо, а он в конечной фазе своего разворота обязан уступить Вам дорогу (всё по тому же принципу «помехи справа»).



С сигналами регулировщика мы знакомились в Теме 6.2. Там мы поговорили о том, что означают сигналы регулировщика для водителей безрельсовых транспортных средств.

Но вам, водителям автомобилей и мотоциклов, совершенно необходимо уметь думать не только за себя, но и за водителя трамвая. В противном случае во многих ситуациях вы не сможете понять, можно или нельзя начать движение, и нужно или ненужно уступать дорогу трамваю.




Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?


1. Уступите дорогу трамваю.


2. Проедете перекрёсток первым.










Если вы ещё не забыли, такой сигнал регулировщика разрешает движение во всех направлениях. Но кому? Водителям безрельсовых транспортных средств!

Что же касается трамвая, то вам необходимо знать единственное универсальное правило:


Трамваю разрешается движение только «из рукава в рукав» регулировщика!


То есть сейчас трамваю разрешено движение только налево (из левого рукава регулировщика в правый рукав).

Но налево трамвайных путей нет! Трамваю нужно прямо, и он будет стоять, дожидаясь разрешающего сигнала регулировщика.

А Вам (при таком сигнале) открыто движение во всех направлениях. Так что, не сомневайтесь, поворачивайте направо. У Вас сейчас с водителем трамвая конфликта нет – он просто стоит и ждёт другого сигнала.




Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Ваши действия?


1. Проедете перекрёсток первым.


2. Уступите дорогу трамваю.









Трамваю разрешается движение только «из рукава в рукав» регулировщика!


Вы уже знаете, что Вам сейчас можно прямо или направо.

А трамваю? При таком сигнале регулировщика, если «из рукава в рукав», то трамваю разрешено только прямо!

А ему прямо не надо. Водитель трамвая включил правые «поворотники» и стоит, дожидаясь разрешающего сигнала.

Так что не стойте, проезжайте перекрёсток первым.




Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?


1. Проедете перекрёсток первым.


2. Уступите дорогу только трамваю Б.


3. Уступите дорогу обоим трамваям.


4. Уступите дорогу только трамваю А.






Трамваю разрешается движение только «из рукава в рукав» регулировщика!


Что интересно – сейчас движение одновременно разрешено всем.

Трамваю А можно направо (из правого рукава регулировщика в левый рукав).

Трамваю Б можно налево (из левого рукава в правый).

Легковому автомобилю можно вообще в любых направлениях.

А Вам сейчас разрешен только поворот направо.

Но обратите внимание – поворачивая направо, вам придётся пересекать трамвайные пути. И при этом у всех участников движения – равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения!




На тему «Проезд регулируемых перекрёстков» в сборнике ГИБДД имеется 40 задачек. Мы с вами разобрали менее половины из них. Но я вправе рассчитывать, что с остальными задачами вы справитесь уже самостоятельно.



 

Вниманию преподавателей автошкол!


Перед вами то что вам нужно - Мобильный Автоматизированный Комплекс для программированного обучения и контроля знаний при подготовке водителей.


Мобильный Автоматизированный Комплекс по безопасности дорожного движения