Автошкола онлайн

Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме"автошкола онлайн". Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД

Водительские курсы

Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.

ПДД учить

Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.

УчебникОглавление Тема 18. Приоритет маршрутных транспортных средств.
Тема 18. Приоритет маршрутных транспортных средств.

Правила наделили водителей маршрутных транспортных средств некоторыми привилегиями. Этих привилегий не так уж и много, всего три.

Во-первых, трамвай при равном праве на проезд, имеет преимущество независимо от направления движения.

Во-вторых, автобусам и троллейбусам на проблемных участках дорог могут выделить специальную полосу движения.

И, в-третьих, мы, водители, должны уступать дорогу автобусам и троллейбусам, начинающим движение от обозначенной остановки. Причём, последнее требование действует только на дорогах в населённых пунктах.

Именно эти три привилегии и закреплены законодательно в восемнадцатом разделе Правил.


Первая привилегия.

Правила. Раздел 18. Пункт 18.1. Вне перекрёстков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо.



Правила не сделали никаких исключений из общего принципа: При равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Этот принцип работает не только на перекрёстках, но и на перегонах между перекрестками (в тех случаях, когда трамвайные пути пересекают проезжую часть).

Например, сейчас водитель легкового автомобиля, двигаясь прямо, должен уступить дорогу трамваю.







 

И даже тот факт, что трамвай при выезде из депо лишается преимущества, вовсе не является исключением из этого принципа.

Сейчас у трамвая неравное право на проезд по отношению к легковушке и грузовику.

Депо - это прилегающая территория. А, выезжая из прилегающей территории, водитель всегда попадает на главную дорогу!








Вторая привилегия.

Правила. Раздел 18. Пункт 18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов – в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.


Уж больно много в этом пункте различных требований. Давайте разбираться с этим пунктом по частям.


Правила. Раздел 18. Пункт 18.2. Часть 1. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.


Прежде всего, о каких знаках идёт речь. Речь идёт вот об этих знаках:


 



 

Самый эффективный способ организовать беспрепятственное движение маршрутных ТС - это на дороге с односторонним движением выделить для них одну полосу во встречном направлении. В этом случае выезд на полосу для МТС – это выезд на встречку в нарушение Правил, и за такое нарушение можно лишиться прав на срок до полугода.

Водителей о такой организации движения проинформируют знаком 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств».







 

Но можно и на дороге с двусторонним движением обозначить крайнюю правую полосу знаком 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств», а в Правилах написать: «…запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе». За выезд на такую полосу водителей прав не лишают, только штрафуют.

Тут, правда, возникает вопрос – это что же, нам теперь ни во двор к себе не попасть, ни пассажира нигде не посадить, ни высадить?! Да, на этом участке дороги дело обстоит именно так.




Правила учли эти проблемы, и сплошная линия будет только там, где никаких прилегающих территорий нет. А на случай, когда прилегающие территории есть, предусмотрена часть 2 обсуждаемого пункта Правил.

Правила. Раздел 18. Пункт 18.2. Часть 2. Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.


 

Буква «А» на проезжей части есть, знак тоже присутствует, но разметка прерывистая, а, значит, можем заезжать в прилегающие территории. Стоянка на полосе запрещена категорически, можно остановиться, но только для посадки-высадки и при условии, что при этом не мешаем движению маршрутных ТС.

Особо обращаю ваше внимание! – не смотря на то, что разметка прерывистая, никаких объездов и опережений по этой полосе!








 

И ещё! Непосредственно перед перекрёстком сплошная линия, отделяющая полосу для МТС, как правило, становится прерывистой. В таком случае поворачивать направо водители обязаны с крайней правой полосы (уступая дорогу маршрутным транспортным средствам, таксистам и велосипедистам). Но если вам прямо, тогда только со своей полосы.









 

Но могут сделать и так – чтобы вы не мешали маршрутным ТС, сплошную линию не станут превращать в прерывистую, но установят светофор с дополнительной секцией «направо». Теперь вам запрещено перестраиваться на правую полосу, и следовательно, соответствующее крайнее положение для поворота направо – вторая полоса.

Не сомневайтесь, при включенной стрелке можете поворачивать направо со второй полосы. Чем хороша такая организация движения? Вы не конфликтуете с маршрутными ТС. Даже если сейчас подъедет автобус, он остановится у стоп-линии, ему горит красный.




 

Что же касается съездов в прилегающие территории, то здесь всегда сплошную делают прерывистой (или наносят прерывистую рядом со сплошной). В этом случае водители обязаны поворачивать направо с правой полосы.











 

И выезжая из прилегающей территории на такую дорогу, также необходимо соблюдать требования Правил – поворачивая направо держимся как можно правее (сворачиваем на полосу для МТС), а затем, пока ещё слева прерывистая линия, перестраиваемся на свою полосу.










Теперь, чтобы дальнейшее было понятно, необходимо вернуться в начало нашего разговора и напомнить вам,

что бывает дорога с полосой для МТС и бывает полоса для МТС.


 

Дорога с полосой для МТС - это когда маршрутные автобусы или троллейбусы двигаются навстречу основному потоку транспорта.













 

В то же время полосу для МТС могут выделить и на любой дороге с двусторонним движением. В этом случае маршрутные ТС двигаются в попутном с нами направлении.












 

Что интересно! – Правила не предложили никакого знака, информирующего водителей о том, что на этой, вроде бы обычной дороге, крайняя правая полоса предназначена для движения маршрутных транспортных средств.

Водитель поворачивает направо и только после этого обнаруживает, что едет по полосе для МТС! Ничего страшного, в этом случае всегда слева будет прерывистая линия и пока она прерывистая, наша обязанность – перестроиться на свою полосу.

Этот рисунок взят из билетов ГИБДД, вас спрашивают, по какой траектории будете поворачивать направо. Правильный ответ – по траектории «Б».




 

Но для случая, когда оказаться на полосе для МТС чревато суровым наказанием, Правила предусмотрели знаки, которые так и называются –  «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств».

Знак 5.13.1 информирую водителей о том, что дальняя полоса не для них, а все остальные полосы (сколь бы их не было) предназначены для движения в одном направлении.

Но в остальном это обычный перекрёсток, его можно пересечь, можно даже развернуться и, само-собой, можно повернуть направо. Нельзя только повернуть налево, там полоса для МТС.





 

Или наоборот, нельзя повернуть направо, а всё остальное – пожалуйста!













Ну и, наконец, третья и последняя привилегия для водителей маршрутных транспортных средств.

Правила. Раздел 18. Пункт 18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.


В сборнике ГИБДД есть одна задачка именно на это требование Правил.



В данной ситуации Вы:


1. Должны уступить дорогу автобусу, начинающему движение от обозначенного места остановки.


2. Имеете преимущество, так как водитель автобуса начинает движение с выездом на вторую полосу.


Обратите внимание, в пункте 18.3 не сказано, что нужно уступать дорогу именно маршрутным транспортным средствам. Сказано, что водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Ну, и правильно! Где там, на дороге разбираться, маршрутный он или нет. Раз отъезжает от обозначенной остановки, значит, нужно уступать!


И ещё! Это требование действует только в населённых пунктах. Вне населённых пунктов скорости существенно выше, и там такое требование скорее во вред, а не на пользу.



Тем более что вне населённых пунктов в местах обозначенных остановок маршрутных транспортных средств делают уширение проезжей части. И поэтому автобус, съезжая с дополнительной полосы на основную, будет уступать дорогу.

Кстати говоря, и в населённых пунктах иногда тоже делают такой «карман», но это ничего не меняет – в населённых пунктах водители во всех случаях должны уступать дорогу автобусу или троллейбусу, начинающему движение от обозначенной остановки.



 

Вниманию преподавателей автошкол!


Перед вами то что вам нужно - Мобильный Автоматизированный Комплекс для программированного обучения и контроля знаний при подготовке водителей.


Мобильный Автоматизированный Комплекс по безопасности дорожного движения