Автошкола онлайн

Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме"автошкола онлайн". Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД

Водительские курсы

Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.

ПДД учить

Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.

УчебникОглавление Тема 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Тема 19. Пользование внешними световыми приборами.
Тема 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.


Современный автомобиль увешен внешними световыми приборами, как новогодняя ёлка игрушками. И всем этим надо умело пользоваться. Ошибаются те, кто думает, что включать фары или не включать, это всё на усмотрение водителя. Девятнадцатый раздел Правил строго регламентирует, когда и что нужно включать.

Чтобы со всем этим разобраться, давайте смоделируем реальную поездку.


Итак, мы начинаем движение днём при ясной погоде.


Правила. Раздел 19. Пункт 19.5.

В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.


Правила делят сутки на следующие части:


- Светлое время суток.


- Вечерние сумерки.


- Темное время суток.


- Утренние сумерки.


Движение в светлое время суток при прозрачной атмосфере самое комфортное и безопасное. Тем не менее, даже в светлое время суток водители в силу различных причин могут не увидеть друг друга, и ДТП происходит, что называется, «средь бела дня».

С целью обеспечение большей безопасности Правила обязывают всех водителей во время движения обозначать своё транспортное средство (не только ночью, но и днём!). При этом днём, то есть в светлое время суток, для обозначения своего транспортного средства водители обязаны включать либо фары ближнего света, либо дневные ходовые огни (если они есть).




Дневные ходовые огни – это новинка, приобретающая в последнее время всё большую популярность, ибо они обладают заметными преимуществами:


- Лучше распознаются.

- Автоматически включаются вместе с запуском двигателя и выключаются, когда двигатель глушится.

- Отличаются экономичностью, высокой надёжностью и долговечностью.

- Продлевают срок службы обычной системы освещения.





Правила выделили дневные ходовые огни в отдельный термин и дали им такое определение:


Правила. Раздел 1.

"Дневные ходовые огни" - внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.




Обратите внимание – дневные ходовые огни обозначают транспортное средство только спереди!

И в светлое время суток это абсолютно правильно. Днём идущее впереди транспортное средство Вам и так хорошо видно (без всякого дополнительного освещения). И в то же время Вы легко, особо не напрягаясь, непрерывно контролируете события сзади, благодаря тому, что у едущего сзади автомобиля включены дневные ходовые огни.









Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены фары ближнего света.















Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены противотуманные фары.














- Позвольте, причём здесь противотуманные фары? В пункте 19.5 нет никаких противотуманных фар! В пункте 19.5 говорится только о фарах ближнего света и о дневных ходовых огнях.

- Да, вы совершенно правы. В пункте 19.5 о противотуманных фарах действительно ничего не говорится. Но о них говорится в пункте 19.4.


Правила. Раздел 19. Пункт 19.4.

Противотуманные фары могут использоваться:

- вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.


Резюмируем:

В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться:


- либо фары ближнего света;


- либо дневные ходовые огни;


- либо противотуманные фары.




Как включаются дневные ходовые огни?


1. Для этого на панели приборов предусмотрена специальная клавиша.


2. Они включаются автоматически одновременно с запуском двигателя.




Дневные ходовые огни расположены…


1. Только в передней части автомобиля.


2. Только в задней части автомобиля.


3. И там, и там.




Правила обязывают водителей во время движения обозначать своё транспортное средство с помощью внешних световых приборов. Но что именно должно быть включено на автомобиле или мотоцикле во время движения по любой дороге в светлое время суток?


1. Только дневные ходовые огни.


2. Только фары ближнего света.


3. Только противотуманные фары.


4. Разрешается любой из этих вариантов.




В сборнике ГИБДД есть одна задачка, на которую я хотел бы обратить ваше внимание.



Какие световые приборы Вы обязаны использовать при движении в светлое время суток?


1. Дневные ходовые или габаритные огни.


2. Фары ближнего света или габаритные огни.


3. Фары ближнего света или дневные ходовые огни.



Некоторых из вас эта задачка вводит в ступор, ибо кажется, что все три ответа верные. Прочитайте внимательно первые два ответа – там стоит союз "или" - Дневные ходовые огни или габаритные огни.

Вы что же, готовы ездить на одних габаритных огнях?! Да кто же их увидит в светлое время суток?

Так что из предложенных ответов правильный только один – третий.







Вы ещё не забыли? Мы двигаемся днём при ясной погоде. Но вот впереди тоннель!



Правила. Раздел 19. Пункт 19.1.

… в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.



И здесь совершенно не важно, короткий тоннель или длинный, есть там искусственное освещение или его нет. Во всех случаях, двигаясь в тоннеле, водители обязаны включать именно фары ближнего или дальнего света.

И это правильно – в любом тоннеле освещение всегда недостаточное. Да и потом искусственное освещение это не солнце и в любой миг может погаснуть. И тогда дневные ходовые огни или противотуманные фары мало, чем вам помогут. Тут потребуются именно фары ближнего или дальнего света (понятно, что дальний свет можно включать только при условии, что он никого не слепит).







Какие внешние световые приборы должен включить водитель в данной ситуации?


1. Только ближний свет фар.


2. Только дальний свет фар.


3. Можно включить ближний, но можно и дальний, раз уж он тут один и никому его дальний свет не мешает.




Что должен сейчас сделать водитель, если до въезда в тоннель двигался на дневных ходовых огнях?

1. Необходимо включить ближний свет фар.

2. Ничего делать не требуется.


Что должен сейчас сделать водитель, если до въезда в тоннель двигался на противотуманках?

1. Необходимо включить ближний свет фар.

2. Ничего делать не требуется.


Что должен сейчас сделать водитель, если до въезда в тоннель двигался на ближнем свете фар?

1. Необходимо включить дальний свет фар.

2. Ничего делать не требуется.







Выехали из тоннеля, можно продолжить движение на ближнем свете фар, можно перейти на противотуманки, можно перейти на дневные ходовые огни.

Но вдруг небо затянуло чёрными тучами, всё вокруг потемнело, и пошёл дождь.

Или, скажем так – нет никаких туч, просто наступил вечер, сумерки, ещё не ночь, но видимость стала недостаточной.


Правила. Раздел 19. Пункт 19.1.

… в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.


То есть Правила не делают никакой разницы между движением в тоннеле и движением в условиях недостаточной видимости. И, в общем-то, правильно – в обоих случаях освещённость недостаточная, и требование «должны быть включены фары ближнего или дальнего света» вполне оправдано.

Но, с другой стороны, условия недостаточной видимости это ведь не только снижение освещённости, как, например, в сумерки. Условия недостаточной видимости это ещё и временное ухудшение прозрачности атмосферы, как, например, в тумане – светло, но ничего не видно! Так, может быть, уже пора  включить противотуманные фары и задние противотуманные фонари? Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:


Правила. Раздел 19. Пункт 19.4.

Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар.


Правила. Раздел 19. Пункт 19.7.

Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости.


То есть в условиях недостаточной видимости в первую очередь необходимо включить фары ближнего или дальнего света! При желании к ним можно добавить противотуманные фары, а при необходимости можно ещё и включить задние противотуманные фонари.


Здесь нам придётся сделать небольшое отступление. Опыт работы в автошколе подсказывает мне, что далеко не все ученики имеют чёткое представление о том, какие световые приборы расположены впереди, какие – сзади, как они работают и, вообще, чем отличается фара от фонаря.



Основное назначение фар – освещать дорогу. И они, конечно же, расположены впереди и они белого цвета. Правда, противотуманные фары могут светить и жёлтым светом (считается, что жёлтый свет лучше пробивает туман).

Основное назначение фонарей – обозначать само транспортное средство. И они расположены сзади и все красного цвета. Исключение составляют только фонари заднего хода и освещение номерного знака – они белого цвета.

Кроме этого у автомобиля (мотоцикла) есть ещё габаритные огни. Передние габаритные огни – белого цвета, задние габаритные огни – красного цвета.


Водителю крайне важно знать, как именно согласована работа фар и фонарей. В частности необходимо понимать, что можно включить габаритные огни, не включая фары. Но невозможно включить фары, не включив габаритные огни!

То есть когда мы говорим, что водитель включил габаритные огни, это значит, что впереди горят два белых огня, а сзади – два красных (но фары не горят).

Если мы говорим, что водитель включил фары (не важно какие), это значит, что впереди горят фары, а сзади - два красных габаритных огня.



Но вернёмся к «нашим баранам». Итак, в условиях недостаточной видимости водитель обязан включить фары ближнего или дальнего света (а, значит, сзади обязательно будут гореть красные габаритные огни).



Но при сильном тумане (дожде, снегопаде) свет фар  не достигает полотна дороги.















И вот тут-то самое время подключить противотуманки. Плоский и широкий пучок света противотуманных фар бьет под пелену тумана, высвечивая не только проезжую часть, но и обочину.














Но есть ещё одна проблема. В условиях недостаточной видимости задние габаритные огни уже на расстоянии 10 метров превращаются в малозаметные точки, а то и вообще становятся не видны.














В этом случае водителя выручат задние противотуманные фонари. Они горят несравненно ярче, чем габаритные огни.

Именно поэтому Правила разрешают применять задние противотуманные фонари только в условиях недостаточной видимости!


Если включить их при прозрачной атмосфере, то вы будете слепить едущих сзади водителей.








Правила разрешают использовать противотуманные фары в условиях недостаточной видимости. Но как именно разрешается их использовать?


1. В условиях недостаточной видимости противотуманные фары разрешается использовать как вместе с фарами ближнего или дальнего света, так и отдельно.


2. В условиях недостаточной видимости противотуманные фары разрешается использовать только вместе с фарами ближнего или дальнего света.





В каких случаях Правила разрешают использовать задние противотуманные фонари?


1. Только в условиях недостаточной видимости.


2. Когда угодно.






Сумерки плавно перетекли в ночь. Наступило темное время суток.

Но туман рассеялся. Атмосфера абсолютно прозрачна.


Правила. Раздел 19. Пункт 19.1.

В тёмное время суток на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.


Поскольку мы уже с наступлением сумерек двигались с включенными фарами ближнего света, то с наступлением тёмного времени суток нам и делать-то ничего не надо.

Правда, остались неясными два момента. Во-первых, разрешается ли пользоваться ночью противотуманными фарами? И, во-вторых, в каких случаях можно использовать фары дальнего света?


Правила. Раздел 19. Пункт 19.4.

Противотуманные фары могут использоваться в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог совместно с ближним или дальним светом.


То есть ночью, если дорога неосвещена, разрешается к фарам ближнего или дальнего света добавить ещё и противотуманные фары. Но движение на одних противотуманках ночью запрещено!




Теперь о том, когда можно использовать дальний свет.


Точнее так – мы уже знаем, что и ближний, и дальний свет можно использовать, во-первых, при движении в тоннеле, во-вторых, при движении днём в условиях недостаточной видимости и, в-третьих, при движении ночью, независимо от того, какая тут видимость (достаточная или недостаточная). Осталось только понять, когда можно использовать ближний свет, а когда дальний.


Правила. Раздел 19. Пункт 19.2.

Дальний свет фар должен быть переключён на ближний:

- в населённых пунктах, если дорога освещена;

- при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

- в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.


Разберёмся с каждым из этих требований по отдельности.


1. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний - в населённых пунктах, если дорога освещена.

Оставим это требование Правил без комментария. Тут вроде бы и так всё понятно - по городским улицам ночью ездим с ближним светом (если, конечно, они освещены).

Но если заберёмся в такое место, где не видно ни зги, то даже в городе разрешается включить дальний.


2. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний - при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого.



Дальний свет (если он правильно отрегулирован) достигает полотна дороги на расстоянии 90 -100 метров от автомобиля. Правила с запасом установили минимальное расстояние между сближающимися транспортными средствами – 150 метров. К этому моменту водители обоих транспортных средств обязаны переключить дальний свет фар на ближний, дабы не ослепить друг друга.





Но может случиться так, что у одного из автомобилей фары не отрегулированы, и дальний свет бьёт, что называется, «в небо». В этом случае встречные водители ещё издалека будут просить (мигая своими фарами) перейти на ближний свет. И Правила обязывают водителя это сделать, даже если расстояние между сближающимися транспортными средствами более 150 метров.




3. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний - в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей, как встречных, так и попутных транспортных средств.



Дальний свет может создавать проблемы не только для тех, кто едет навстречу, но и для тех, кто двигается впереди в попутном направлении. Для этой ситуации Правила не установили никакого минимального расстояния, но грамотный водитель всегда переключит фары на ближний свет, приближаясь к транспортному средству, едущему впереди.


А кстати! Как должен вести себя водитель при ослеплении светом фар?


Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Последний абзац.

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.


Мы уже поговорили об этой ситуации в седьмой теме. Повторим ещё раз. Тёмное время суток. Дорога вне населённого пункта без искусственного освещения. Навстречу едет автомобиль с включённым дальним светом фар. Только представьте – Вы не видите полотна дороги, Вы не видите разметку, Вы не видите обочину. Это же смертельно опасно!

Самое правильное сейчас – это изобразить вынужденную остановку. То есть знак аварийной остановки выставлять не нужно, только лишь включите аварийную световую сигнализацию и плавно остановитесь, не меняя полосы. Уверяю Вас, это самое правильное и безопасное решение. Тем более что и Правила требуют того же.







Ну и, наконец, самые сложные условия движения! Мало того, что ночь на дворе, так ещё и недостаточная видимость!


На этот случай Правила не придумали ничего нового, ибо все возможности современного транспортного средства уже исчерпаны. Поэтому в темное время суток порядок пользования внешними световыми приборами один и тот же, независимо от степени прозрачности атмосферы. Можно включить дальний свет, можно включить ближний, можно добавить противотуманные фары, можно зажечь задние противотуманные фонари.

Другое дело, что опытные водители при движении в сильном тумане, дожде или снегопаде никогда не используют дальний свет. Они прекрасно знают, что в таких условиях дальний свет неэффективен – он попросту не долетает до поверхности дороги, и водитель ничего не видит, кроме тумана, снега или дождя.

В таких условиях самое правильное – это ближний свет плюс противотуманные фары. И, конечно, скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.




Мы разобрались с тем, как надлежит пользоваться внешними световыми приборами во время движения.

А как нужно ими пользоваться при остановке или стоянке?


Если водитель совершает преднамеренную остановку или стоянку в светлое время суток при ясной погоде, ничего включать не требуется. Наоборот, не забудьте выключить все, что было включено! Иначе, если долго будете стоять, можете потом и не завестись – аккумулятор разрядится.

Если на дворе ночь, но участок дороги хорошо освещён, тоже можно ничего не включать.

А если дорога не освещается? Или освещается, но, допустим, туман или дождь, или снегопад? Или даже на дворе день, но видимость недостаточная?


Правила. Раздел 19. Пункт 19.3.

При остановке и стоянке в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.

В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.




Ну, кажется, о световых приборах всё. Вроде бы, несложная тема, но коротко её никак не расскажешь. А ведь ещё нужно поговорить о порядке пользования звуковыми сигналами.


Полвека назад машин на дорогах было существенно меньше, но гул на улицах Москвы стоял невообразимый. Водители жали на клаксон чаще и сильнее, чем на педаль тормоза. Причём все одновременно.

Правила очень просто решили эту проблему – взяли, да и запретили подачу звукового сигнала. То есть не совсем, конечно, запретили, а ввели жёсткое ограничение - в населённых пунктах разрешается сигналить только в опасных ситуациях, когда реально возникает угроза ДТП. Во всех остальных случаях разрешается привлекать внимание других участников движения только светом, то есть, мигая фарами.

Вне населенных пунктов скорости движения существенно выше, и здесь Правила разрешили использовать звуковой сигнал не только в случаях, когда надо избежать ДТП, но и ещё и перед началом обгона.

В Правилах всё это изложено следующим образом.


Правила. Раздел 19. Пункт 19.10.

Звуковые сигналы могут применяться только:

- для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населённых пунктов;

- в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.


Правила. Раздел 19. Пункт 19.11.

Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.




Что может позволить себе водитель, приступающий к обгону в населённом пункте?


1. Разрешается предупредить водителя обгоняемого автомобиля только светом.


2. Разрешается предупредить водителя обгоняемого автомобиля только звуком.


3. Разрешается предупредить и светом, и звуком.




Что может позволить себе водитель, приступающий к обгону вне населённого пункта?


1. Разрешается предупредить водителя обгоняемого автомобиля только светом.


2. Разрешается предупредить водителя обгоняемого автомобиля только звуком.


3. Разрешается предупредить и светом, и звуком.



В сборнике ГИБДД есть одна задачка на эту тему, которая традиционно вызывает у вас трудности.



В зоне действия каких знаков Правила разрешают подачу звуковых сигналов только для предотвращения дорожно-транспортных происшествий?


1. Только А.


2. Только Б.


3. А и Б.


4. А и В.


В серьёзных населённых пунктах (например, в Липецке) подача сигнала разрешена только для предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

То же самое и в зоне действия знака "Подача звукового сигнала запрещена" - подача сигнала разрешена только для предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

В несерьёзном населённом пункте (например, в Орлово) режим движения такой же, как и на любом участке вне населённого пункта. В частности скорость – 90 км/час, останавливаться  разрешено только на правой стороне, а сигналить можно  не только для предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Можно сигналить ещё и перед началом обгона.


Так что правильный ответ – третий.




 

Вниманию преподавателей автошкол!


Перед вами то что вам нужно - Мобильный Автоматизированный Комплекс для программированного обучения и контроля знаний при подготовке водителей.


Мобильный Автоматизированный Комплекс по безопасности дорожного движения