Автошкола онлайн

Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме"автошкола онлайн". Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД

Водительские курсы

Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.

ПДД учить

Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.

УчебникОглавление Тема 25. Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Тема 25. Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.


Мотоцикл, легковой автомобиль и, тем более, автобус или грузовой автомобиль – это всё средства передвижения повышенной опасности. Садясь за руль, водитель любого транспортного средства принимает к неукоснительному исполнению весь перечень относящихся к нему требований Правил. А Правила, кроме всего прочего, ещё и требуют, чтобы водитель знал перечень неисправностей, влияющих на безопасность движения (или наносящих вред окружающей среде). Причём не просто знал, но и умел своевременно обнаружить любую из этих неисправностей.


Правила. Раздел 2. Пункт 2.3.1.

Водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние своего транспортного средства.


Представьте, что у Вас на ходу (не дай Бог!) отвалилось колесо. То есть не у Вас, конечно, а у Вашего автомобиля, и наделало всяких разных бед на дороге (такое, между прочим, бывает). Так вот в этом случае Вы не можете «перевести стрелки» на слесаря, который вчера плохо прикрутил это колесо. Вы (и только Вы!) отвечаете за всё, что происходит с Вашим автомобилем на дороге!

Именно поэтому Правила и требуют, чтобы водитель перед каждым выездом убедился в том, что транспортное средство полностью исправно. Более того, и во время движения водитель обязан почувствовать, что с автомобилем что-то не так, остановиться и разобраться, что именно не так, и только после этого принимать решение, можно ли продолжить движение.


Правила разделили неисправности на две категории.

- Есть неисправности, с которыми дальнейшее движение запрещено вообще!

- И есть неисправности, с которыми запрещается эксплуатация транспортного средства! То есть нельзя ездить по своим делам, но можно доехать до дома (если неисправность обнаружилась в дороге) или до места ремонта. При этом двигаться разрешено, только приняв все меры предосторожности.



Неисправности, с которыми дальнейшее движение запрещается.


Правила. Раздел 2. Пункт 2.3.1.

Запрещается движение, если:

1. Неисправна рабочая тормозная система.

2. Неисправно рулевое управление.

3. Неисправно сцепное устройство (при движении с прицепом).

4. Не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни (при движении в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости).

5. Не работает стеклоочиститель со стороны водителя (во время дождя или снегопада).


Как видим таких неисправностей всего пять. Разберёмся с каждой из них по отдельности.


Если неисправна рабочая тормозная система или неисправно рулевое управление!

Бывалые водители мрачно шутят: «Тормоза и тюрьма начинаются на одну букву». Про рулевое управление, правда, ничего ещё не придумали, но согласитесь – о каком дальнейшем движении можно помыслить, если нет тормозов или машина не слушается руля. В этой ситуации выход один – вызывать эвакуатор.


Если неисправно сцепное устройство!

Речь идёт о тягово-сцепном устройстве, предназначенном для буксировки прицепов. Применительно к легковому автомобилю, это известное всем устройство по имени форкоп – сцепной шар диаметром 50 мм, на который накидывается ответная головка, смонтированная на дышле прицепа.



Прицеп, если он на ходу отрывается, то далее действует как шар в боулинге, направленный умелой рукой в гущу кеглей. Поэтому при малейшем подозрении на неисправность сцепного устройства необходимо прекратить дальнейшее движение с прицепом.


Если не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни!

Ну, если эта беда приключилась с Вами днём при ясной погоде, можете доехать до ближайшего автосервиса с соблюдением всех мер предосторожности. Если это случилось ночью или в условиях недостаточной видимости, необходимо убрать машину за пределы дороги и дождаться рассвета.


Если не работает стеклоочиститель со стороны водителя!

Во время дождя или снегопада при неработающем стеклоочистителе Вы ничего не видите. Поэтому Правила в этом случае закономерно запрещают дальнейшее движение. Как только прекратится дождь (или снегопад), можете продолжить движение (но только до дома или до ближайшего автосервиса, и с соблюдением всех мер предосторожности).




При неисправности рабочей тормозной системы:


1. Можно доехать до места ремонта или стоянки с соблюдением всех мер предосторожности.


2. Движение запрещается.


3. Можно позвонить другу и попросить его отбуксировать Ваш автомобиль на гибкой сцепке.





При неисправности рулевого управления:


1. Можно доехать до места ремонта или стоянки с соблюдением всех мер предосторожности.


2. Движение запрещается.


3. Можно позвонить другу и попросить его отбуксировать Ваш автомобиль на гибкой сцепке.




При неисправности сцепного устройства, соединяющего автомобиль с прицепом:


1. Можно доехать до места ремонта или стоянки с соблюдением всех мер предосторожности.


2. Движение с прицепом запрещается.




При негорящих из-за неисправности фарах и задних габаритных огнях:


1. В любых условиях можно доехать до места ремонта или стоянки с соблюдением всех мер предосторожности.


2. В светлое время суток можно доехать до места ремонта или стоянки с соблюдением всех мер предосторожности. В тёмное время суток, а также в условиях недостаточной видимости движение запрещается.




При недействующем со стороны водителя стеклоочистителе:


1. В любых условиях можно доехать до места ремонта или стоянки с соблюдением всех мер предосторожности.


2. В сухую погоду можно доехать до места ремонта или стоянки с соблюдением всех мер предосторожности. Во время дождя или снегопада движение запрещается.





В тоненькую книжечку «Правила дорожного движения Российской Федерации» помимо собственно Правил входят ещё несколько документов. В частности сразу же после «Дорожной разметки» идёт документ с очень длинным названием:


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

по допуску транспортных средств к эксплуатации

и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.


В дальнейшем для краткости мы будем называть этот документ «Основные положения». Нет смысла пересказывать здесь текст «Основных положений», вы можете прочитать его сами, никакого особого комментария он не требует. Я только задам вам несколько вопросов, чтобы вы смогли оценить степень актуальности этого документа, являющегося неотъемлемой частью Правил.




В течение какого срока механическое транспортное средство или прицеп должны быть поставлены на учёт в ГИБДД?


1. Не позднее чем на следующий день после приобретения.


2. В течение 30 дней после приобретения.


3. Если при оформлении покупки был выдан знак «Транзит», то в течение срока действия этого знака. Если знак «Транзит» не выдавался, то в течение 10 суток после приобретения.





Какой знак должен быть закреплён сзади автомобиля, если стаж водителя менее 2-х лет?


1. Любой из предложенных.


2. Только В.


3. Только Б.




О чём информируют водителей три оранжевых фонаря на крыше этого грузового автомобиля?


1. О том, что это очень высокое транспортное средство.


2. О том, что это очень широкое транспортное средство.


3. О том, что это автопоезд, то есть очень длинное транспортное средство, состоящее из тягача и одного или даже двух прицепов.




Этот опознавательный знак должен быть установлен:


1. На лобовом стекле автомобиля, имеющего ошипованные шины.


2. На заднем стекле автомобиля, имеющего ошипованные шины.


3. И впереди и сзади.




Если транспортное средство имеет ошипованные шины, этот опознавательный знак должен быть установлен:


1. Только в зимнее время года.


2. Только во время гололедицы.


3. В течение всего срока эксплуатации транспортного средства с ошипованными шинами независимо от времени года.




О чём информирует водителей этот опознавательный знак, установленный на транспортном средстве?


1. В числе пассажиров этого транспортного средства есть дети разного возраста.


2. На данном транспортном средстве в настоящий момент осуществляется организованная перевозка группы детей.




О чём информирует водителей этот опознавательный знак, установленный на транспортном средстве?


1. Этим транспортным средством управляет глухой или глухонемой водитель.


2. Это транспортное средство перевозит глухих или глухонемых пассажиров.


3. Такой знак устанавливают в обоих перечисленных случаях.




О чём информирует водителей этот опознавательный знак, установленный на транспортном средстве?


1. Максимально разрешённая скорость движения на данном участке дороги не более 50 км/час.


2. Максимально разрешённая скорость движения данного транспортного средства не более 50 км/час.




О чём информирует водителей этот опознавательный знак, установленный на транспортном средстве?


1. О том, что перевозимый на багажнике груз выступает сзади за габариты автомобиля более чем на 0, 4 метра.


2. О том, что перевозимый на багажнике груз выступает сзади за габариты автомобиля более чем на 1 метр.




О чём информирует водителей этот опознавательный знак, установленный на транспортном средстве?


1. О том, что это длинномерное транспортное средство.


2. О том, что это тихоходное транспортное средство.




О чём информирует водителей этот опознавательный знак, установленный на транспортном средстве?


1. О том, что это длинномерное транспортное средство.


2. О том, что это тихоходное транспортное средство.




О чём информирует водителей этот опознавательный знак, установленный на транспортном средстве?


1. О том, что это мобильная аптека.


2. О том, что это скорая помощь.


3. О том, что водитель этого автомобиля – квалифицированный врач.




О чём информирует водителей этот опознавательный знак, установленный на транспортном средстве?


1. Только о том, что за рулём этого автомобиля водитель-инвалид.


2. Только о том, что этот автомобиль перевозит пассажира-инвалида.


3. В соответствие с Правилами такой знак могут установить в обоих перечисленных случаях.




У «Основных положений» есть Приложение и тоже с длинным названием:


ПЕРЕЧЕНЬ

неисправностей и условий,

при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.


В дальнейшем для краткости мы будем называть этот документ «Перечень неисправностей» или просто «Перечень». Вот, собственно, с этим «Перечнем» нам и предстоит сейчас разобраться.

Знакомство с этим «Перечнем» предполагает, что читающий неплохо знает устройство автомобиля. И, на самом деле, водителю знать устройство автомобиля, мягко говоря, очень даже не вредно. Но я буду исходить из того, что не каждому из вас далась успешно эта «китайская грамота».


Как минимум, необходимо научиться отличать неисправности, влияющие на безопасность, от всех остальных.





Неисправности, влияющие на безопасность.


Задайтесь вопросом, разрешается ли эксплуатация автомобиля, например, с неработающим звуковым сигналом? То есть, влияет ли на безопасность неработающий звуковой сигнал? И сами себе ответьте – ещё и как влияет! Ведь звуковой сигнал предназначен для случаев, когда надо предотвратить ДТП!

Или не работает механизм регулировки кресла водителя, и управлять автомобилем неудобно. Это опасно? Конечно, опасно. А, значит, эксплуатация автомобиля с такой неисправностью запрещена!

Или во время движения отказал спидометр, и теперь, выполняя требования Правил, водитель может оценивать скорость движения только «на глаз». Это влияет на безопасность? Конечно, влияет.

Или выяснилось, что не обогревается заднее стекло и, к тому же, не работает «печка». Ну, летом то, при ясной погоде оно и не к чему. Но вот пошёл дождь, в салоне пассажиры, все дышат, и стекла мгновенно запотели. Это опасно? Безусловно, опасно. А, значит, с такой неисправностью надо перемещаться не по своим делам, а в ближайший автосервис – эксплуатация автомобиля запрещена!

Или вот ещё такая неисправность – не работают в установленном режиме стеклоомыватели или стеклоочистители. То есть «брызгалка», хоть и брызгает, но не так и не туда, а «дворники» то чистят, то не чистят. Или чистят, но уж очень медленно. И опять – при ясной погоде это, как бы, и не важно. Но на дороге ситуация порой меняется мгновенно – проехала навстречу поливальная машина, и теперь, пока ваши стеклоочистители справятся, полквартала придётся двигаться вслепую. И Правила совершенно справедливо требуют – с такой неисправностью эксплуатировать машину запрещено!



Неисправности, не влияющие на безопасность.


Представим себе, что вдруг отказал стеклоподъемник. Вообще-то, если хотя бы одно стекло застряло в открытом положении и не желает подниматься, а дело происходит во время дождя или в снегопад, или в лютый мороз, то я бы считал, что это тоже влияет на безопасность. Но авторы «Перечня» так не считают. Они считают, что это влияет только на комфорт. И вам придётся с этим согласиться, если не хотите наделать ошибок на экзамене.

Если двигатель плохо заводится, или не развивает нужную мощность, или отличается повышенным расходом топлива, то тут авторы «Перечня» абсолютно правы – это не влияет на безопасность, это влияет только на кошелёк водителя. Хотя как сказать – это, безусловно, влияет на эмоциональное состояние водителя, а, следовательно, и на безопасность тоже. Но это уже нюансы, и авторы «Перечня» не включили эти неисправности в число тех, с которыми запрещена эксплуатация транспортного средства.


Можно долго перечислять неисправности, влияющие или не влияющие на безопасность, и пытаться всё это запоминать. Но можно просто подключить элементарную логику.




Водитель обязан прекратить эксплуатацию транспортного средства, если…


1. Если неисправность влияет на безопасность движения.


2. Если неисправность влияет на комфортность движения.


3. Если неисправность влияет на расход топлива.


4. Если неисправность влияет на мощность двигателя.


5. Водитель обязан прекратить эксплуатацию транспортного средства при возникновении любой из перечисленных неисправностей.





Что обязан сделать водитель, если обнаружил неисправность, с которой запрещается дальнейшая эксплуатация транспортного средства?


1. Можно продолжить движение с соблюдением всех мер предосторожности до места ремонта или стоянки.


2. Водитель обязан прекратить дальнейшее движение.





При какой неисправности водитель обязан прекратить эксплуатацию автомобиля и устранить неисправность?


1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.


2. Не работают стеклоподъёмники.


3. В обоих перечисленных случаях.





При какой неисправности водитель обязан прекратить эксплуатацию автомобиля и устранить неисправность?


1. Не работают стеклоомыватели.


2. Двигатель неустойчиво работает на холостых оборотах.


3. В обоих перечисленных случаях.





К числу неисправностей, влияющих на безопасность, безусловно, относится все, что ограничивает водителю обзор. Спросите себя: «Влияет ли на безопасность отсутствие зеркала заднего вида»? Ещё и как влияет. А если в салоне установлены дополнительные предметы, ограничивающие обзор? Или на стекла нанесены покрытия, существенно снижающие прозрачность стёкол? Всё это без сомнения влияет на безопасность, и Перечень запрещает эксплуатацию транспортных средств с такими недостатками.




Какие из перечисленных неисправностей непосредственно влияют на безопасность дорожного движения?


1. Только если отсутствует зеркало заднего вида.


2. Только если не работает звуковой сигнал.


3. Только если установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.


4. Все перечисленные неисправности влияют на безопасность и, следовательно, должны быть устранены. В противном случае водитель обязан прекратить эксплуатацию транспортного средства.




Что интересно! Авторы Перечня с пониманием отнеслись к желанию некоторых водителей иметь на заднем стекле непрозрачные шторки или жалюзи. Они разрешили их устанавливать, но только при условии, что с обеих сторон автомобиля имеются наружные зеркала заднего вида.




Разрешают ли Правила устанавливать жалюзи и шторки на заднем стекле легкового автомобиля?


1. Разрешают.


2. Запрещают.


3. Разрешают только при наличии с обеих сторон автомобиля наружных зеркал заднего вида.




И снова спросите себя: «Разрешается ли эксплуатировать автомобиль, если неисправны замки дверей»? То есть двери либо распахиваются на ходу, и пассажиры выпадают на поворотах. Либо наоборот – однажды закрывшись, больше не открываются, и выбраться из автомобиля можно только через окно.

Или, скажем, несправна пробка бензобака. Она утратила герметичность, над горловиной бензобака всё время парит невидимое бензиновое облачко, и достаточно малейшей икры, чтобы взлететь на воздух.




Какие из перечисленных неисправностей непосредственно влияют на безопасность дорожного движения?


1. Только если не работают замки дверей автомобиля.


2. Только если неисправна пробка бензобака.


3. Только если не работает механизм регулировки кресла водителя.


4. Все перечисленные неисправности влияют на безопасность и, следовательно, должны быть устранены. В противном случае водитель обязан прекратить эксплуатацию транспортного средства.




Есть ещё одна неисправность, на которую я хочу обратить ваше внимание. Это, если вышло из строя противоугонное устройство, предусмотренное конструкцией данного транспортного средства. Речь идёт не о том противоугонном устройстве, которое вы поставили за отдельную плату. Речь идёт о противоугонном устройстве, которое установил завод-изготовитель при сборке вашего автомобиля.

Как правило, это либо блокировка зажигания, либо блокировка рулевого колеса, либо блокировка дверей. Либо сразу и то, и другое, и третье.

Так вот, если неисправно противоугонное устройство, предусмотренное конструкцией транспортного средства, тогда эту неисправность нужно устранить. И только после этого разрешается продолжить эксплуатацию.




С какими из перечисленных неисправностей запрещается эксплуатация автомобиля?


1. Только если не работает спидометр.


2. Только если неисправно противоугонное устройство, предусмотренное конструкцией транспортного средства.


3. Только если не работают устройства обдува и обогрева стекол автомобиля.


4. Все перечисленные неисправности влияют на безопасность и, следовательно, должны быть устранены. В противном случае водитель обязан прекратить эксплуатацию транспортного средства.





Теперь о главном – о тормозах!


Конструкция автомобиля предполагает наличие, как минимум, двух тормозных систем – рабочая тормозная система (она приводится в действие нажатием на педаль тормоза) и стояночная тормозная система (ручной тормоз).





Когда вы нажимаете на педаль тормоза, вы всего лишь перемещаете поршень внутри главного тормозного цилиндра. Поршень, перемещаясь, вытесняет из цилиндра тормозную жидкость. А жидкость – тело несжимаемое, деваться ей некуда и она по шлангам и трубкам, расположенным под днищем автомобиля, перетекает к передним и задним колёсам.



















Повторяю, жидкость – тело несжимаемое и, следовательно, какой объём жидкости вы вытесните из главного цилиндра, такой же объём перетечёт в колёсные цилиндры. В результате жидкость прижмёт тормозные колодки к тормозным дискам.

Чем сильнее давите на педаль тормоза, тем сильнее прижимаются колодки к дискам. Убрали ногу с педали тормоза – колодки вернулись в исходное положение.












Когда в 1921 году Малкольм Локхид (основатель фирмы Lockheed) запатентовал гидравлическую систему привода тормоза, это было настоящей инженерной революцией. Быстрому распространению этой системы мешало только несовершенство материалов, из которых изготавливались уплотнительные манжеты. Невозможно было обеспечить надёжную герметичность системы, и жидкость постоянно подтекала.

А вот это уже опасно! Эксплуатировать автомобиль с негерметичной тормозной системой нельзя! Правда, педаль тормоза по-прежнему жёсткая, тормозная система работает, но если только вы обнаружили малейшее подтекание тормозной жидкости, тогда немедленно в автосервис! И двигаемся со всеми мерами предосторожности!

Более того, Перечень вообще не разрешает никаких подтеканий ни откуда – ни из картера двигателя, ни из системы питания двигателя, ни из системы охлаждения двигателя, ни из КПП, ни из АКПП, ни из аккумулятора. Так что, если вы обнаружили под своим автомобилем даже следы только капель, разберитесь – не ваши ли это капли. И если ваши, тогда необходимо устранить неисправность, в противном случае эксплуатация автомобиля запрещена!



При какой неисправности водитель обязан прекратить эксплуатацию транспортного средства и устранить обнаруженную неисправность?


1. Только если нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.


2. Только если нарушена герметичность системы питания двигателя.


3. Только если нарушена герметичность системы охлаждения двигателя.


4. Во всех перечисленных случаях.





Теперь о стояночной тормозной системе.



Во-первых, невредно знать, что у большинства автомобилей ручник блокирует не все четыре колеса, а только два задних. И, как правило, изготовители применяют примитивнейший механизм привода – колодки прижимаются к тормозным барабанам с помощью системы, состоящей из рычагов, тяг и тросов, расположенных под днищем автомобиля.

Стояночная тормозная система (ручной тормоз) предназначена для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии при остановке и стоянке.

Для проверки эффективности стояночной системы существует специальный тест.

1. Легковой автомобиль в снаряжённом состоянии (без водителя, пассажиров и груза) должен удерживаться в неподвижном состоянии на уклоне до 23% включительно.

2. При полной нагрузке (с водителем, пассажирами и грузом) предельный уклон будет естественно меньше - до 16% включительно.

Эти цифры надо запомнить. В жизни они вам вряд ли пригодятся, а вот на экзамене потребуются.




В каком случае считается, что стояночная тормозная система легкового автомобиля полностью исправна?


1. Достаточно, если она обеспечивает неподвижное состояние легкового автомобиля при полной нагрузке (с водителем, пассажирами и грузом) на уклоне до 16% включительно.


2. Достаточно, если она обеспечивает неподвижное состояние легкового автомобиля в снаряжённом состоянии (без водителя, пассажиров и груза) на уклоне до 23% включительно.


3. Должны быть выполнены оба условия.





О тормозных механизмах всё. Теперь о рулевом управлении.


Во время движения направляющие колёса автомобиля совершают архисложную работу. Мало того, что они постоянно двигаются вверх и вниз, «проглатывая» неровности дороги, так ещё и должны поворачиваться, повинуясь воле водителя.

Неудивительно, что усилие от рулевого колеса к направляющим колёсам передаётся через сложную систему узлов и деталей, соединённых друг с другом шарнирами, имеющими три степени свободы. Благодаря таким шарнирам, детали рулевого привода могут перемещаться друг относительно друга в разных плоскостях.

Шарниры постепенно изнашиваются, и у рулевого колеса появляется увеличенный люфт. Небольшой люфт есть и у совершенно нового автомобиля, и это нормально и не опасно. Но если люфт перевалил за 10 градусов, то с такой неисправностью эксплуатировать легковой автомобиль опасно и потому запрещено.


Нам осталось только понять толком, что такое «люфт рулевого колеса», как его обнаружить и как измерить.






Если покачать рулевое колесо туда-сюда, то можно обнаружить, что на какой-то небольшой угол, оно вращается совсем свободно, без усилия, а направляющие колёса при этом остаются неподвижными.

Это и есть люфт.

















Что такое 10 градусов, можно, конечно, измерить точно с помощью нехитрых приспособлений. Но представление о люфте в 10 градусов можно получить и «на глаз».

Разделите мысленно рулевое колесо на четыре сектора по 90 градусов. 90 пополам – получится 45 градусов. 45 пополам – получится 22,5 градуса. Ещё раз пополам – это чуть более 11 градусов.

Вот примерно на такой угол и разрешается люфтить рулевому колесу.






У большинства современных легковых автомобилей рулевая колонка регулируется по высоте. И после того, как водитель отрегулировал положение рулевой колонки «под себя», она должна быть намертво зафиксирована. Но если механизм фиксации неисправен, и на ходу колонка гуляет вверх и вниз, то это, безусловно, опасно.

И еще. Практически всё современные автомобили снабжены усилителем рулевого управления. Именно благодаря этому усилителю хрупкие девушки легко вращают руль тяжёлого внедорожника. Однако ситуация может кардинально измениться, если выйдет из строя усилитель. Вращать рулевое колесо станет непривычно тяжело. А вот уже опасно!




При каких неисправностях в рулевом управлении запрещается эксплуатация легкового автомобиля?


1. Только если суммарный люфт (свободный ход рулевого колеса) превышает 10 градусов.


2. Только если неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.


3. Только если неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.


4. Эксплуатация запрещается во всех перечисленных случаях.





Не может быть никаких сомнений в том, что на безопасность движения влияет работоспособность внешних световых приборов.


При этом практически неважно, что именно не так. Если только внешние световые приборы небезупречны, это уже опасно само по себе. Ну, вот скажите, если фары (или габаритные огни, или стоп-сигналы, или указатели поворотов) работают абсолютно нормально, но они грязные, и то, что они работают мало кому видно, разве это не опасно? Или пусть они чистые, но горят тускло, или слишком ярко, или лампы горят нормально, но стёкла-рассеиватели разбиты или отсутствуют, или рассеиватели целые, но чужие (не от этого светового прибора), разве это не опасно?




При каких неисправностях внешних световых приборов запрещается эксплуатация транспортного средства?


1. Только если внешние световые приборы не работают в установленном режиме.


2. Только если внешние световые приборы загрязнены.


3. Только если на внешних световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.


4. Во всех перечисленных случаях.





Ну, и конечно, колёса. То есть диски и шины.




Если отсутствует хотя бы один из болтов крепления колеса или имеются видимые нарушения формы и размеров крепёжных отверстий…


1. Водитель обязан прекратить эксплуатацию транспортного средства. Можно с соблюдением всех мер предосторожности доехать до места ремонта или стоянки.


2. Водитель обязан прекратить дальнейшее движение.




Если шины имеют внешние повреждения, обнажающие корд или свидетельствующие о возможном расслоении каркаса…


1. Водитель обязан прекратить эксплуатацию транспортного средства. Можно с соблюдением всех мер предосторожности доехать до места ремонта или стоянки.


2. Водитель обязан прекратить дальнейшее движение.




Если человеку на одну ногу надеть ботинок, а на другую – сапог, идти будет неудобно. Применительно к автомобилю это не просто неудобно. Если на одну ось автомобиля поставить шины с различными эксплуатационными свойствами, то правое и левое колесо будут по-разному держать дорогу. А вот это уже опасно!




Если на одну ось автомобиля установлены шины различных размеров, различных конструкций, различных моделей, с различным рисунком протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, то…


1. Эксплуатация автомобиля разрешается только в летнее время года и при сухой погоде.


2. Эксплуатация автомобиля категорически запрещена. Можно доехать только до места ремонта или стоянки.





Согласен, это тоже выглядит нелепо – впереди мужские ботинки, сзади женские сапоги. Но применительно к автомобилю это вполне приемлемо. Главное, чтобы на одной оси слева и справа были установлены одинаковые шины.


У вас есть четыре колеса, нужного размера. При этом две шины зимние неошипованные (но абсолютно одинаковые между собой) и две летние (и тоже одинаковые между собой). Что нужно сделать, чтобы не нарушить правила эксплуатации автомобиля?


1. На переднюю ось обязательно зимние, на заднюю – летние.


2. На переднюю ось обязательно летние, на заднюю – зимние.


3. Разрешается любой из предложенных вариантов.





Что касается ошипованной резины, то здесь разговор особый. Правила совершенно справедливо требуют – если уж шипы, то они должны быть на всех четырёх колёсах. Невыполнение этого требования одинаково опасно как зимой, так и летом.


Разрешается ли эксплуатация автомобиля, если на одной оси стоят ошипованные шины, а на другой оси неошипованные?


1. Разрешается.


2. Запрещается.


3. Разрешается только летом.


4. Разрешается только зимой.



Самый идеальный вариант – это когда все четыре колеса абсолютно одинаковые. И так оно и бывает, когда вы покупаете новый автомобиль. Но постепенно в процессе эксплуатации в результате износа шины становятся разными по остаточной высоте рисунка протектора.

Экспериментально установлено, что на сухой дороге это не опасно, но вот на влажном покрытии шины легкового автомобиля перестают обеспечивать надёжное сцепление с поверхностью дороги, начиная с момента, когда остаточная высота рисунка протектора становится менее 1,6 мм (для мотоциклов – менее 0.8 мм). При таком износе шины её дальнейшая эксплуатация запрещается.

Эти цифры тоже надо запомнить, они пригодятся и в жизни, и на экзамене!




При какой остаточной высоте рисунка протектора шины перестают обеспечивать надежное сцепление с влажным дорожным покрытием?


1. Шины легковых автомобилей должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 1,6 мм, шины мотоциклов – не менее 0,8 мм.


2. Износ протектора не влияет на надёжность сцепления колёс с влажным дорожным покрытием.





Эксплуатация транспортных средств запрещается при неисправностях, наносящих вред окружающей среде.




При какой неисправности Правила запрещают эксплуатацию транспортного средства?


1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают установленные нормы.


2. Расход топлива превышает величину, заявленную заводом-изготовителем.




В смысле причинения вреда окружающей среде, Правила не ограничились одними только требованиями к дымности выхлопа. Правила ввели ещё и ограничения на шумность выхлопа. Так что, если повреждён глушитель, и легковой автомобиль при движении ревёт как трактор, это тоже неисправность, с которой запрещается эксплуатация.

Правда, глушитель может быть и совершенно целым, но двигатель, если и не ревёт, то уж точно рычит, и довольно громко. Это потому, что водитель специально поставил на автомобиль так называемый «спортивный выхлоп». Ну что ж, о вкусах не спорят. Только любителям спортивного выхлопа надо знать, что превышать установленные нормы шумности запрещено нашим Перечнем неисправностей.




Глушитель новенький, система выпуска отработавших газов исправна, но двигатель «рычит», а внешний шум превышает установленные нормы. Разрешают ли Правила эксплуатацию такого транспортного средства?


1. Разрешают.


2. Не разрешают.






Даже если автомобиль полностью исправен, этого ещё недостаточно, чтобы получить право на его эксплуатацию!




Вы это поймёте сразу, когда будете проходить техосмотр. Там у вас первым делом потребуют предъявить огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки.


Без этих трёх обязательных принадлежностей эксплуатация автомобиля запрещена!


Так что рекомендую вам заранее разложить их в багажнике так, чтобы предъявить по первому требованию.








Какие три обязательные принадлежности должен всегда иметь водитель, чтобы не нарушать правила эксплуатации автомобиля?


1. Огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки.


2. Противооткатные упоры, буксировочный трос, провода для «прикуривания».


3. Вилку, тарелку, стакан.





Несколько иначе обстоит дело с мотоциклами.


Владельцам мотоциклов с боковым прицепом разрешено ездить без огнетушителя. Но аптечка и знак аварийной остановки должны быть!




Какие обязательные принадлежности должен иметь водитель мотоцикла с боковым прицепом, чтобы не нарушать правила эксплуатации своего транспортного средства?


1. Огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки.


2. Огнетушитель и аптечку.


3. Огнетушитель и знак аварийной остановки.


4. Аптечку и знак аварийной остановки.


5. Разрешается эксплуатация без любой из перечисленных принадлежностей.




Владельцам двухколёсных мотоциклов разрешено ездить без всего – без огнетушителя, без аптечки, без знака аварийной остановки.

Не берусь судить, чем руководствовались авторы Перечня, но, скорее всего, отсутствием места, где всё это можно было бы хранить на двухколёсном мотоцикле.




Какие обязательные принадлежности должен иметь водитель двухколёсного мотоцикла без бокового прицепа, чтобы не нарушать правила эксплуатации своего транспортного средства?


1. Огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки.


2. Огнетушитель и аптечку.


3. Огнетушитель и знак аварийной остановки.


4. Аптечку и знак аварийной остановки.


5. Разрешается эксплуатация без любой из перечисленных принадлежностей.





По Перечню в основном всё.

Осталось только дать вам небольшие комментарии к нескольким задачкам из сборника ГИБДД на эту тему.




При какой неисправности тормозной системы Вам запрещается эксплуатация транспортного средства?


1. Не включается контрольная лампа стояночной тормозной системы.


2. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние транспортного средства с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно.


3. Уменьшен свободный ход педали тормоза.



Правильный ответ вы уже знаете – второй. Но ведь хочется же понять, что это за «контрольная лампа» и к чему приводит уменьшение свободного хода педали тормоза.




Контрольная лампочка стояночной тормозной системы есть на панели приборов каждого автомобиля. Она загорается, когда водитель затягивает ручник.

Если контрольная лампа по какой-то причине не загорается, это вовсе не означает, что ручник не работает.
















Свободный ход педали тормоза можно регулировать и он должен быть 3-5 мм.

При меньшем свободном ходе есть опасение, что тормозные колодки во время движения будут касаться тормозных дисков (или тормозных барабанов). Водитель это сразу почувствует так же, как если бы он двигался со слегка затянутым ручником – машина вяло разгоняется и почти не катится по инерции.

Но рабочая тормозная система исправна, и при нажатии на педаль тормоза машина послушно останавливается.




В каком случае Вам разрешается эксплуатация автомобиля?


1. Шины имеют отслоения протектора или боковины.


2. Шины имеют порезы, обнажающие корд.


3. На задней оси автомобиля установлены шины с восстановленным рисунком протектора.



И здесь выбор должен быть понятен – первые два ответа точно не могут быть верными, значит, верный ответ – третий.

Другое дело, что сегодняшние молодые водители понятия не имеют, что это такое – шины с восстановленным протектором. И понятно почему – в продаже полно новой резины на любой вкус.

Но в недалёком прошлом, во времена тотального дефицита, водители сдавали изношенные покрышки в ремонт, и на совершенно лысую шину наваривали новенький протектор.

Не знаю, применяется ли сегодня где-нибудь такая технология, но Перечень по-прежнему не запрещает использование восстановленных покрышек. Главное, чтобы на одной оси (на передней или на задней) были установлены одинаковые шины.





В каком случае Вам разрешается эксплуатация транспортного средства?


1. Загрязнены внешние световые приборы.


2. Нарушена регулировка фар.


3. На световых приборах используются рассеиватели, не соответствующие типу данного светового прибора.


4. Отсутствуют противотуманные фары.



И опять выбор понятен. Эксплуатация транспортного средства точно не разрешается при неисправностях, перечисленных в первых трёх ответах. Значит, правильный ответ – четвёртый.

И пусть вас это не удивляет. Противотуманные фары – это необязательная принадлежность транспортного средства. Противотуманные фары – дополнительная опция, они могут быть, но могут и не быть. Всё зависит от комплектации, которую вы выберете, покупая автомобиль.





В каком случае вам запрещается эксплуатация автомобиля?


1. Не работает указатель уровня топлива.


2. Нарушена регулировка угла опережения зажигания.


3. Затруднён пуск двигателя.


4. Не работает звуковой сигнал.



Ну, вы же точно знаете, что с неработающим звуковым сигналом эксплуатация автомобиля запрещена. А двух правильных ответов быть не может. Значит единственно верный – четвёртый ответ.

А все остальные перечисленные неисправности на безопасность не влияют.





На примере этих четырёх задач из сборника ГИБДД, вы должны были обратить внимание на тот факт, что иногда вас спрашивают: «В каком случае запрещается эксплуатация», а иногда – «В каком случае разрешается эксплуатация».


Будьте внимательны, решая задачки этой темы!



 

Вниманию преподавателей автошкол!


Перед вами то что вам нужно - Мобильный Автоматизированный Комплекс для программированного обучения и контроля знаний при подготовке водителей.


Мобильный Автоматизированный Комплекс по безопасности дорожного движения