Автошкола онлайн

Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме"автошкола онлайн". Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД

Водительские курсы

Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.

ПДД учить

Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.

УчебникОглавление Тема 8.4. Развороты.
Тема 8.4. Развороты.
Тема 8.4. Развороты.


Прежде чем начать разговор о манёвре «Разворот», сначала ещё несколько слов о манёвре «Поворот».

Правила. Раздел 8. Пункт 8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.


Если вы ещё не забыли, пункт 8.5, обязывает водителей перед поворотом или разворотом занять соответствующее крайнее положение. И это крайнее положение надо понимать буквально, то есть, например, перед поворотом направо надо расположиться не просто на правой полосе, а на правом краю правой полосы так, чтобы правее вас не могло двигаться никакое другое транспортное средство, даже велосипед.

То же самое и при повороте налево или развороте. Вот как вас спросят об этом на экзамене:



Кто нарушает правила поворота на перекрестке?


1. Только водитель мотоцикла, поворачивающий налево.


2. Только водитель автомобиля.


3. Оба нарушают.


4. Никто не нарушает.






Во-первых, нарушает водитель автомобиля, и вам это должно быть понятно сразу. Поворачивая направо, он обязан был вести своё транспортное средство как можно правее.

И ещё нарушает водитель мотоцикла, поворачивающий налево. Если сейчас второй мотоциклист не притормозит, они обязательно столкнутся. Этого можно легко избежать, если строго выполнять требование Правил. А Правила требуют совершать поворот налево не просто с крайней левой полосы, а с крайнего левого положения на проезжей части данного направления (то есть так, чтобы левее вас никто не мог двигаться).




К сожалению, это требование (перед поворотом занять соответствующее крайнее положение) не всегда выполнимо.

Посмотрите на рисунок: при повороте направо прицеп оказался на тротуаре, а при повороте налево – на встречке. И то и другое совершенно недопустимо!









 

В подобных ситуациях водители просто вынуждены выбирать другую траекторию поворота, и чтобы не делать их нарушителями, Правила и ввели это разрешение (процитируем его ещё раз):

Правила. Раздел 8. Пункт 8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Но эту «вольность» Правила разрешили только для поворотов (про развороты в пункте 8.7 ничего не сказано).




С разворотом дело обстоит несколько иначе. Правила отдельно определили поведение водителей при развороте на перекрёстке и при развороте вне перекрёстка, и ещё особо оговорили ситуацию с разворотом при наличии трамвайных путей.




Разворот на перекрёстке без трамвайных путей.


Из всех многочисленных требований восьмого раздела Правил к этому случаю разворота имеет отношение единственное требование:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, первый абзац. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.


Это требование Правил вы уже знаете. Но, кроме того, вы уже знаете, что поворот налево может быть разрешён на перекрестке с нескольких полос.



Например, на этом перекрёстке поворот налево разрешён с двух полос. И разрешён он знаками особых предписаний 5.15.2 «Направление движения по полосе».













И на этом перекрёстке поворот налево разрешён с двух полос, только не знаками, а разметкой 1.18 «Направление движения по полосе».












А теперь посмотрим, что написано в Правилах про эти знаки и про эту разметку.


Правила. Приложение 1. Дорожные знаки. Знаки особых предписаний. Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.


Правила. Приложение 2. Дорожная разметка и ей характеристики. Разметка 1.18, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот из этой полосы.


Отсюда вывод:


Какой бы не был перекрёсток, и какое бы не было транспортное средство, разворот на перекрёстке всегда разрешён только из крайнего левого положения!

Чтобы проверить, знаете ли вы это, на экзамене вам предложат такие задачки:



Разрешено ли Вам таки образом выполнить разворот на перекрёстке?


1. Да.


2. Нет.









На любом перекрёстке разворот всегда разрешен только с крайнего левого положения!  Разворачиваясь с правой полосы (на перекрёстке!), водитель грубо нарушает Правила.



Двигаясь по средней полосе на легковом автомобиле, Вы можете продолжить движение:


1. Только прямо.


2. Только прямо или налево.


3. Только прямо, налево или в обратном направлении.







На любом перекрёстке разворот всегда разрешен только с крайнего левого положения!  Разворачиваясь со средней полосы, водитель грубо нарушает Правила.



При этом Правила не содержат никаких требований к самой траектории разворота. Правила сознательно оставили свободу выбора водителям – решайте сами, по какой траектории безопаснее развернуться в данной конкретной ситуации. Единственно и обязательное условие – разворот на перекрёстке необходимо всегда начинать с крайнего левого положения!


 

Хотите – разворачивайтесь по кратчайшей траектории (по траектории Б), хотите – по большой траектории (по траектории А), Правила не возражают. И, кстати, завершая разворот, разрешается заезжать на любую свободную полосу.










 

Правда, если оба разворачиваются по большой траектории, тогда пути их движения обязательно пересекаются (но повторяю – можно и так, Правила не возражают).












Но Правила не возражают и так – по кратчайшей траектории. И согласитесь, так гораздо безопаснее.












Тут, правда, есть один нюанс!



На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка. Имейте в виду, в данном случае правильный ответ – «Только по А».


По какой траектории Вам разрешено выполнить разворот?


1. Только по А.


2. Только по Б.


3. По любой.









В данном случае ваша дорога имеет разделительную полосу, и поэтому разворот по траектории Б невольно сопряжён с кратковременным движением по встречной полосе пересекаемой дороги. А за это, как вы понимаете - лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Обращаю ваше внимание на отрезок линии 1.1, нанесённый на перекрестке. Эта разметка разделяет встречные потоки транспорта (на коротком участке пересекаемой дороги в разрыве разделительной полосы) и  дополнительно подсказывает водителям, что на данном перекрёстке надо разворачиваться только по траектории А.


В Правилах (в частности в восьмом разделе) о таком развороте нет ни слова. Авторы сборника «Экзаменационные тематические задачи», комментируя эту ситуацию, ссылаются на пункт 1.4:

Правила. Раздел 1. Пункт 1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.


На этот же пункт Правил будет ссылаться и инспектор ГИБДД, если остановит вас за разворот по траектории Б на таком перекрестке.




Разворот на перекрёстке с трамвайных путей.


Итак, на перекрёстках всем транспортным средствам разворот разрешён только с крайней левой полосы! Это если слева нет трамвайных путей, расположенных на одном уровне с проезжей частью. А если трамвайные пути есть, тогда водители обязаны руководствоваться уже знакомым вам пунктом 8.5 Правил:


Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.



То есть разворот (так же, как и поворот налево) водители обязаны выполнять с трамвайных путей (если они попутного направления, расположены слева от вас на одном уровне с проезжей частью, и нет никаких знаков или разметки, предписывающих иной порядок движения).

В данной ситуации крайнее левое положение будет на трамвайных путях, и разворачиваться водители обязаны только по траектории А. И это требование вполне логично - левее вас через перекрёсток уже никто не поедет.






Ситуация изменилась - перед перекрёстком появился знак «Направление движения по полосам». И этот знак строго предписывает:

- Поворот налево и разворот выполнять с левой полосы проезжей части.

- Движение прямо через перекресток по трамвайным путям запрещено.


Вот теперь и поворачивать налево, и разворачиваться надлежит по траектории Б.

В данной ситуации крайнее левое положение будет на левой полосе проезжей части. И через перекрёсток левее вас (по трамвайным путям) никто не имеет права двигаться.







Разворот вне перекрёстка.


Если есть трамвайные пути, тогда разворачиваться нужно обязательно с них (если, конечно, знаками или разметкой не дано иных указаний). К этому случаю применим всё тот же пункт 8.5:


Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения.


Как видим, здесь не сказано, о каком месте идёт речь (на перекрестке, до перекрёстка, после перекрёстка), а, значит, это требование действует везде.

И, кстати, на экзамене вас об этом тоже спросят:



По какой траектории Вы можете выполнить разворот?


1. Только по А.


2. Только по Б.


3. По любой.



При развороте с трамвайных путей левее вас уже никто не поедет, и уступать дорогу надо будет только встречным транспортным средствам. Ну, и конечно, трамваю попутного направления, на чьи рельсы вы заезжаете:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.8. При повороте налево или развороте вне перекрёстка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.



 

Если трамвайных путей нет, разворот, естественно, должен выполняться с крайнего левого положения на проезжей части.

В этом случае уступать дорогу придётся только встречным транспортным средствам.










 

Но Правила разрешили и такой вариант – разворот от правого края проезжей части (если ширина дороги не позволяет выполнить разворот с крайнего левого положения). Понятно, что в этом случае придётся уступать дорогу и встречным и попутным. Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.8. Если при развороте вне перекрёстка ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.



Обращаю ваше внимание! – на узкой дороге при наличии тротуара разворот допускается осуществлять от правого края проезжей части, а при наличии обочины, можно даже с обочины. И об этом на экзамене вас тоже спросят:



Допускается ли выполнить разворот по данной траектории?


1. Да.


2. Нет.




Ну, а теперь самое главное – где разворот запрещён.

Разворот может быть запрещён или разметкой, или знаками, или Правилами.



Как разворот может быть запрещён дорожной разметкой.


 

Вот самый простой случай – осевая линия на двухполосной дороге не прерывистая, а сплошная. И значит, на всём перегоне, вплоть до перекрёстка, разворот запрещён.












Но возможен и такой вариант – с обеих сторон трамвайных путей проведены продольные сплошные линии. В этом случае движение по трамвайным путям запрещёно даже при объезде препятствия. Что уж тогда говорить о развороте.











Как разворот может быть запрещён дорожными знаками.


 

Нет ничего проще – повесили соответствующий знак, и разворот на перекрестке запрещён.












 

А на этом перекрёстке не только нельзя развернуться, нельзя даже повернуть направо или налево. Только прямо!













Как разворот может быть запрещён Правилами.


Правила. Раздел 8. Пункт 8.11. Разворот запрещается:

- на пешеходных переходах;

- в тоннелях;

- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

- на железнодорожных переездах;

- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

- в местах остановок маршрутных транспортных средств.



1. Разворот запрещён на пешеходных переходах.


Пешеходный переход – это место, где Правилами разрешено появление пешеходов на проезжей части. Вполне логично, что те же Правила побеспокоились о безопасности пешеходов и запретили здесь разворот, движение задним ходом, остановку и стоянку транспорта, а также обгон.

Получается, что пешеходный переход – это зона с особым режимом движения. Тогда необходимо определиться – какова протяжённость этой зоны, в которой действуют все перечисленные выше ограничения. Заглянем в Правила:


Правила. Раздел 1. Термин «Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.



Отсюда следует, что если на проезжей части нанесена «зебра», тогда неважно, есть знаки или их нет. В любом случае зона пешеходного перехода это расстояние между внешними границами разметки.












 

Если «зебры» нет или её не видно (например, из-за выпавшего снега), тогда ориентиром для водителей могут служить только знаки.

В этом случае зона пешеходного перехода – расстояние между знаками.











Правила запрещают разворот именно на пешеходном переходе. Непосредственно перед ним и после него разворот не запрещён, и на экзамене вас об этом спросят:




По какой траектории Вы можете выполнить разворот?


1. Только по А.


2. Только по А или В.


3. По любой.




2. Разворот запрещён в тоннелях.


 

С трудом представляю себе водителя, который рискнёт разворачиваться в тоннеле. Тут и Правила никакие читать не надо, достаточно одного здравого смысла.













3. Разворот запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними.


Здесь, как мне кажется, тоже не требуется никакой комментарий. Единственное, что, пожалуй, стоит сделать, так это разобраться с тем, что такое путепровод и эстакада, и чем они отличаются от моста.


 

Мост соединяет два берега реки или пролива, или оврага.














Путепровод — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой













Эстакада - инженерное сооружение, предназначенное для размещения дороги выше уровня земли.














4. Разворот запрещён на железнодорожных переездах.


Уж что-что, а железнодорожный переезд – это точно зона с особым режимом движения. И, конечно же, разворот в зоне железнодорожного переезда Правилами категорически запрещён.

Но какова протяжённость этой зоны? Где именно запрещён разворот? Что интересно, в Правилах об этом ни слова, приходится обращаться к другим источникам.

Вот как определена зона ж/д переезда в книжке «Комментарии к ПДД» (авторы А.Ю. Якимов, С.Н. Антонов, М.Б. Афанасьев и др.) под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта В.Н. Кирьянова: «Запрещение разворота распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет – дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2».



Если переезд оснащён шлагбаумами, тогда зона железнодорожного переезда – это расстояние между шлагбаумами.

До шлагбаума и после шлагбаума разворот не запрещён.












Если это переезд без шлагбаумов, тогда на месте шлагбаумов будут стоять знаки 1.3.1  «Однопутная дорога» или знаки 1.3.2  «Многопутная дорога».

В этом случае зона железнодорожного переезда – это расстояние между знаками.






И об этом вас на экзамене спросят:




Разрешён ли вам разворот в указанном месте?


1. Разрешён только при отсутствии приближающегося поезда.


2. Разрешён.


3. Запрещён.




5. Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.


 

При скорости 90 км/ч автомобиль проезжает 100 метров за четыре секунды, а при скорости 60 км/ч – за 6 секунд. Правила сочли, что этого вполне достаточно для безопасного разворота.











На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка:



Можете ли Вы развернуться в этом месте?


1. Да.


2. Да, но только в светлое время суток.


3. Нет.








На рисунке оценить на глаз, есть ли тут 100 метров до поворота, затруднительно, но никто вам этого и не предлагает. Сейчас вас спрашивают о другом - знаете ли вы, на каком расстоянии до первого поворота устанавливается эта комбинация знаков на дороге вне населённого пункта.

Надеюсь, ещё не забыли – от знаков до поворота 150-300 м. Так что смело разворачивайтесь.




В некоторое смущение может ввести второй ответ – «Да, но только в светлое время суток».

Действительно, ночью дорогу тоже не видно на 100 метров, причём во всех направлениях! А вдруг там дальше поворот, и оттуда сейчас вылетит встречный, разве не опасно в этом месте в таких условиях разворачиваться?








И в тумане дорогу тоже ни видно на 100 метров, и тоже во всех направлениях, и разворот в условиях недостаточной видимости может иметь те же последствия, что и в условиях ограниченной видимости.

Ну, так что же теперь, в дождь, в снег, в тумане вообще нельзя нигде развернуться? И ночью на неосвещённых участках дорог, пока не рассветёт, водителю разрешается движение только в одном направлении?

По «букве» Правил получается, что так. В Правилах ведь как сказано: «Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м». Следовательно, и ночью и днём водитель обязан для разворота найти такое место, откуда дорога во все стороны просматривается минимум на 100 метров.



А на экзамене в ГИБДД при решении этой задачи выбирайте первый ответ, иначе, сделаете ошибку. Авторы этой задачки, сознательно или нет, провоцируют вас на ошибку. И, кстати, в комментарии к этой задачке те же авторы неоднозначность второго ответа стыдливо замалчивают. Так что с их стороны было бы честнее второй ответ вообще не предлагать.


Можете ли Вы развернуться в этом месте?


1. Да.


2. Да, но только в светлое время суток.


3. Нет.




6. Разворот запрещён в местах остановок маршрутных транспортных средств.


Обозначенные остановки автобуса, троллейбуса, трамвая – это всё места, где возможно появление пешеходов на проезжей части. Поэтому, так же как и на пешеходном переходе, Правила запретили здесь разворот,  движение задним ходом и стоянку транспорта.  Остановку, правда,  разрешили, но только для посадки или высадки пассажиров и только, когда это не создаёт помех маршрутным ТС.

Получается, что место остановки маршрутного ТС (как и пешеходный переход)  – это тоже зона с особым режимом движения. Но тогда водителям надо знать протяжённость этой зоны! Где начинают действовать все эти ограничения, и где заканчивается их действие.


 

В принципе, у устроителей дорожного движения есть возможность указывать протяжённость зоны остановки маршрутных ТС с помощью таблички 8.2.1 «Зона действия». Такая возможность содержится в ГОСТе Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Но лично я за всю свою 40-летнюю автомобильную карьеру такой комбинации знаков ни разу не встречал.





При этом в Правилах о зоне остановки маршрутных ТС – ни слова! Везде и всюду речь только о месте остановки маршрутных ТС. Единственная подсказка содержится в Разделе 12.


Правила. Раздел 12. Пункт 12.4 абзац 7.  Остановка запрещается ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при её отсутствии – от указателя остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств).


Ну, что ж, вполне чёткий ориентир. Именно эти 15 м и будем использовать для определения границ зоны остановки маршрутного ТС.



Если место остановки маршрутного ТС обозначено только знаком, отложите мысленно от знака в обе стороны по 15 метров – это и будут границы зоны остановки маршрутного ТС.











 

Если место остановки обозначено одновременно и знаком, и разметкой, тогда по 15 метров в обе стороны необходимо отмерять от краёв разметки 1.17.

Этой разметке  водители дали название «гребёнка», и в дальнейшем мы будем пользоваться этим названием наряду с «зеброй».







Именно в этой зоне, которую каждый водитель должен мысленно определить на проезжей части, ориентируясь на собственный глазомер, и запрещён разворот.

И, как теперь мы знаем, не только разворот, но об этом позднее. А про разворот на экзамене вас спросят следующим образом:



Разрешён ли Вам разворот в этом месте?


1. Разрешён.


2. Разрешён, если не будет создано помех движению маршрутных транспортных средств.


3. Не разрешён.







Тот факт, что в данном случае для остановки маршрутного ТС сделано уширение проезжей части (а сама остановка – на левой стороне дроги), ровным счётом ничего не меняет - в местах остановок маршрутных транспортных средств разворот запрещён! Причём запрещён категорически, без всяких «если».




Вопросы после занятия.


Ученики. Наш инструктор учит нас на любом перекрёстке разворачиваться только по большой траектории, а Вы говорите, что можно по любой.

Учитель. Правильно делает ваш инструктор. Если на экзамене развернуться по малой траектории, то на этом экзамен может и закончиться. Да и в жизни можно нарваться на инспектора ГИБДД, который считает, что разворот по малой траектории это нарушение, да ещё какое – выезд на встречку!

А теперь давайте заглянем в экзаменационные билеты.


Билет 19, задача 4.



Какие знаки разрешают выполнить разворот?


1. Только Б.


2. Только Б и В.


3. Все.


Правильный ответ – третий – ВСЕ ЗНАКИ РАЗРЕШАЮТ ВЫПОЛНИТЬ РАЗВОРОТ! А в комментарии к задачке так прямо и написано: «Знаки «Выезд на дорогу с односторонним движением» НЕ запрещают разворот на перекрёстках таких дорог».

Но ссылки на какой-либо пункт Правил нет. Её и не может быть, Правила вообще ничего по этому поводу не сказали. А что не запрещено, то разрешено.


 

Вот она, эта ситуация - пересекаемая дорога с односторонним движением, и если считать, что разворот по малой траектории это выезд на встречку, то здесь и по большой траектории развернуться нельзя.

Но разворот на этом перекрёстке не запрещён. И, повторяю, Правила вообще никак не оговорили траекторию разворота, оставили водителям свободу выбора – разворачивайтесь, как сочтёте наиболее рациональным и безопасным в каждой конкретной ситуации.

Кто бы только объяснил это нашим гаишникам.




Да вот же, кстати, ещё одна задачка из сборника ГИБДД (Билет 37, задача 13). Водитель на глазах у регулировщика разворачивается по малой траектории, и ничего страшного не происходит.




Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?


1. Уступите дорогу легковому автомобилю, производящему разворот.


2. Проедете перекрёсток первым.



Ученики. Можно ли развернуться на многополосной дороге при отсутствии разметки?

Учитель. Давайте заглянем в Правила:


Правила. Раздел 9. Пункт 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.




Отсюда следует, что движение по встречке на многополосных дорогах запрещено категорически. Если разметки нет, включайте собственный глазомер и во всех случаях двигайтесь по своей половине проезжей части.










 

А про разворот сказано вот что: «развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой».

То есть если разметка разрешает, пожалуйста, разворачивайтесь.










 

Но если разметки нет, то это тоже место, где разворот не запрещён разметкой (раз разметки нет, то она и запрещать ничего не может).

Так что по Правилам разворот на многополосных дорогах при отсутствии осевой линии НЕ запрещён.










 

Кстати, осевую линию редко наносят на дорогах с трамвайными путями, и здесь тоже разворот НЕ запрещён.













Но если осевую линию нанесут, тогда занимать трамвайные пути разрешено, но разворот запрещён.












 

А если сплошные продольные линии нанесут с обеих сторон трамвайных путей, тогда заезжать на трамвайные пути вообще нельзя. Какой уж тут разворот.













 

Вниманию преподавателей автошкол!


Перед вами то что вам нужно - Мобильный Автоматизированный Комплекс для программированного обучения и контроля знаний при подготовке водителей.


Мобильный Автоматизированный Комплекс по безопасности дорожного движения