Более устойчив против опрокидывания на повороте легковой автомобиль:
1. Без пассажиров и груза. 2. Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике. 3. С пассажирами, но без груза. 4. С пассажирами и грузом. |
Более устойчив против опрокидывания на повороте легковой автомобиль:
1. Без пассажиров и груза. 2. Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике. 3. С пассажирами, но без груза. 4. С пассажирами и грузом. |
На сухой дороге колёса надёжно держатся за дорожное покрытие, и центробежная сила не может снести автомобиль. Но зато может его перевернуть! А теперь вспоминаем курс школьной физики – центробежная сила прямопропорциональна массе автомобиля, прямопропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота. Как видим, ощутимее всего на величину центробежной силы влияет величина скорости. Если скорость увеличить в два раза, центробежная сила увеличится в четыре раза. И наоборот, если скорость уменьшить в три раза, центробежная сила станет меньше в девять раз! Ну, а с радиусом поворота всё понятно – чем больше радиус поворота (то есть, чем меньше кривизна поворота), тем меньше центробежная сила. Что интересно! Даже не зная о существовании этой формулы, в жизни мы поступаем строго в соответствии с ней – перед входом в поворот снижаем скорость, а, проходя поворот, стараемся по максимуму «спрямить кривую», то есть по возможности стараемся увеличить радиус поворота. Такие действия подсказывает нам вестибулярный аппарат, заложенный в нас Создателем. И вот, что ещё важно знать водителю. Самое низкое расположение центра тяжести – у пустого автомобиля. При полной нагрузке (с грузом в багажнике и пассажирами в салоне) расположение центра тяжести существенно увеличивается. А центробежная сила как раз и приложена к центру тяжести автомобиля, и при прохождении поворота это необходимо учитывать. С грузом и пассажирами вероятность опрокинуться выше (при одной и той же скорости и при одном и том же радиусе поворота)! |