Приоритет движения для пешеходов и для велосипедистов — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн | Сдача на права экстерном


Автошкола онлайн

Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме"автошкола онлайн". Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД

Водительские курсы

Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.

ПДД учить

Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.



Приоритет движения для пешеходов и для велосипедистов

Главная Форумы Техника вождение и основы безопасности. Приоритет движения для пешеходов и для велосипедистов

В этой теме 3 ответа, 2 участника, последнее обновление  admin 2 мес., 3 нед. назад.

Просмотр 4 сообщений - с 1 по 4 (из 4 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #4635

    Алексей
    Участник

    Возникли вопросы по поводу приоритета движения для пешеходов и для велосипедистов в случаях движения по тротуарам, по пешеходным, по велосипедным и по велопешеходным дорожкам.

    А также о ситуациях с ДТП с участием пешеходов и велосипедистов (наезд велосипедиста на пешехода на тротуаре и на велосипедной дорожке) и с участием только пешеходов (наезд пешехода, перемещающегося на самокате или роликовых коньках, на другого пешехода в пешеходной зоне ; по сути не является ДТП) и об ответственности участников.

    1. Кто будет виноват в случае наезда велосипедиста на пешехода на тротуаре? Какая ответственность может быть для участников? Учитываются ли факторы неожиданности и непредсказуемости поведения пешехода и велосипедиста (один из участников ДТП резко изменил траекторию и скорость движения, не предупредив об этом других участников движения). Применимо ли понятие приоритета движения для велосипедистов и пешеходов при движении по тротуарам,пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, велосипедным дорожкам?

    2. Кто будет виноват в случае наезда велосипедиста на пешехода на велосипедной дорожке, если пешеход оказался на ней вне зоны пешеходного перехода на велосипедной дорожке? И в случае наезда велосипедиста на пешехода на велопешеходной дорожке? Какая отвественность может быть для участников.

    3. Кто будет виноват в случае наезда пешехода на самокате или на роликовых коньках на обычного пешехода на тротуаре или на пешеходной (велопешеходной) дорожке при резком изменении траектории и скорости движения обычного пешехода?

    4.Существуют ли какие-либо общие правила движения для всех участников движения в пешеходной зоне и для пешеходов в частности, или любым пешеходам в принципе можно на тротуарах, пешеходных и велопешеходных дорожках двигаться как угодно (включая уткнувшись в чтение мобильного телефона или книги, заткнув уши наушниками, начиная неожиданно танцевать на тротуаре или на пешеходной/велопешеходной дорожке, сильно размахивая руками и ногами, резко изменяя скорость и траекторию движения и не предупредив об этом других участников движения)?

    #4640

    admin
    Хранитель

    Здравствуйте, Алексей!
    Никак не соберусь ответить Вам. Но вот сейчас есть у меня пара часов, не знаю, успею ли. Уж очень много Вы задали вопросов. Тут в ответ надо целое сочинения написать. Но давайте все же я попробую.
    Когда-то раньше в Правилах была такая норма (возьмем, например, ПДД 2001): «Пункт 24.2. Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам».
    И там же еще было сказано: «Пункт 24.1. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет».
    Обратите внимание! – в те времена велосипедистам ездить по тротуарам было запрещено! Только по краю проезжей части! Допускалось по обочине, но при условии, что это не создает помех пешеходам. То есть было дано прямое указание – по тротуарам вообще не сметь, а если по обочине, то приоритет у пешеходов.
    С тех пор многое изменилось: на проезжей части появились полосы для велосипедистов, а вне проезжей части появились всевозможные дорожки – велосипедные, пешеходные и велопешеходные.
    Соответственно поменялись и Правила:
    Правила. Раздел 24. Пункт 24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
    Правила. Раздел 24. Пункт 24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

    Как видим, если раньше велосипедистам до 14 лет вообще запрещалось появляться на дорогах общего пользования, то теперь РАЗРЕШАЕТСЯ, ПРИЧЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПО ТРОТУАРАМ! Или по различным дорожкам. Причем, те, кому меньше 7 лет, обязаны двигаться именно ПО ПЕШЕХОДНЫМ ДОРОЖКАМ. И при этом в Правилах никаких указаний про приоритеты.
    Так что, если на меня или на Вас на тротуаре наедет велосипедист младше 14 лет, это все равно, как если бы столкнулись два пешехода – извинились и разошлись, каждый потирая ушибленное место.

    Итак, велосипедистов в возрасте до 14 лет Правила вообще не пускают на проезжую часть дороги. Только по тротуару! Ну, или по специальным дорожкам (пешеходным, велопешеходным, велосипедным).
    С теми, кому уже исполнилось 14, всё с точностью до наоборот – никаких тротуаров, только по проезжей части дороги! А если есть специальные дорожки, то ни в коем случае не по пешеходной. Только по велосипедной или велопешеходной!
    И вот тут уже ответственность появляется. КоАП, Статья 12.29, часть 2: «Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, – влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей».
    То есть велосипедист еще никого не покалечил, он просто едет по тротуару и тем самым нарушает Правила. И за это его уже можно штрафовать на 800 рэ.
    А если при этом велосипедист еще и покалечил пешехода, тогда к нему может быть применена Статья 12.24 все того же КоАПа:
    Часть 1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, – влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей.
    Часть 2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

    А что делать, если специальных дорожек нет, а весь край проезжей части занят припаркованными автомобилями (как это обычно и бывает в городе). И как тогда ездить на велосипеде? Правила учли эти проблемы, возникающие у велосипедистов, и пунктом 24.2 разрешили взрослым велосипедистам в исключительных случаях использовать для движения тротуары.
    Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине.
    Ага, значит в каждом конкретном случае надо сначала разбираться, имел ли право велосипедист двигаться по тротуару. Если он двигался по тротуару обоснованно (в соответствие с пунктом 24.2 ПДД), тогда 800 рублей у него отбирать не будут. Но статья 12.24 КоАП может быть применена к нему в полной мере.
    Такое событие соответствует понятию ДТП. Правила, раздел 1: “Дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
    Другое дело, что все эти выкладки носят абстрактный характер. Если велосипедист «смоется» с места ДТП или даже вообще не остановится, кто и как его найдет? Но даже если и не «смоется», что Вы будете делать? Вызывать инспектора ГИБДД?
    Признаюсь, я сильно пугаюсь, когда мимо меня по тротуару сзади неожиданно пролетает велосипедист. Ну, думаю, вот шагнул бы я сейчас чуть правее, и велосипедист точно покалечил бы меня. А носятся некоторые из них ой-ё-ёй как. И Правил, конечно, не читали. И не ведают, что их место на краю проезжей части. Но я также понимаю, что это данность, в которой мне приходится жить. И вряд ли это в ближайшее время изменится к лучшему.
    Да, и про приоритеты на тротуаре в Правилах ничего нет. Хотя виноват. Есть одно требование: Правила. Раздел 24. Пункт 24.6. “Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов”.
    На мой взгляд движение велосипедиста по тротуару вообще всегда “подвергает опасности” пешеходов. Ну, только если пешеходов вообще нет.

    На этом пока закончу. Продолжу потом, после того, как получу от Вас мнение о сказанном.

    #4641

    Алексей
    Участник

    Александр Никифорович, спасибо за развернутый ответ!

    Я правильно понимаю, что если велосипедист едет по тротуару, случайно чуть не налетает на пешехода, который не видит велосипедиста и внезапно меняет скорость или траекторию своего движения, и говорит ему (пешеходу): “Осторожней!”, то велосипедист неправ, а прав будет пешеход, сказавший велосипедисту: “Это Вам нужно быть осторожней! Вам по правилам положено двигаться по краю проезжей части!”?
    А если велосипедист на это скажет: “Край проезжей части занят машинами, поэтому я могу ехать по тротуару”, то пешеход будет прав, если на это скажет: “Даже если он и занят, то если Вы не можете ехать по тротуару так, чтобы не подвергать опасности всех остальных участников движения движения по тротуару, Вам по правилам надлежит спешиться и вести перед собой велосипед, как пешеход! А если Вы, двигаясь на велосипеде по тротуару, меня собьете, то в любом случае виноваты будете Вы!”?

    С другой стороны – будет ли велосипедист виноват точно также, если пешеход неадекватный – видел велосипедиста, но стал бросаться ему под колёса (либо по причине душевного расстройства, либо с целью вытребовать от него выкуп)? Или, не дай Бог, под колёса велосипедисту из любопытства неожиданно бросается чей-то ребенок (сам радостно бежит ему навстречу с раскрытыми руками), за которым родители присматривали не слишком внимательно, и велосипедист не успевает предотвратить наезд? Или под колёса велосипедисту из любопытства бросается чья-то жизнерадостная декоративная собачка на чрезмерно длинном поводке или вовсе без поводка, выросшая у хозяйки в тепличных условиях и не представляющая себе в принципе, что в окружающем мире могут быть какие-то опасности, и велосипедист не успевает избежать наезда?

    И кто будет виноватым (или кого назначат виноватым), если все вышеописанные случаи с участием велосипедиста и пешехода и имуществом пешехода (в ситуации наезда на чью-то собачку, которая считается чьим-то имуществом) произойдут не на тротуаре, а на:

    а) велосипедной дорожке (в принципе не предназначенной для нахождения на ней пешеходов и для движения по ней пешеходов, за исключением случаев, когда пешеходы в принципе не могут двигаться нигде более, кроме как по велосипедной дорожке);
    б) велопешеходной дорожке (предназначенной как для движения велосипедистов, так и пешеходов)?

    Ну и еще остаются вопросы, когда все подобные вышеописанные ситуации происходят не с участием велосипедиста и пешехода, а с участием пешеходов, использующих для передвижения самокаты, роликовые коньки, скейт-борды и другие аналогичные устройства и других пешеходов или их имущества.

    Применима ли к пешеходу, перемещающемуся на самокате, роликовых коньках или скейт-борде, статья 12.24 КоАП, в случае ситуации наезда на другого пешехода?

    И таки является ли подобная ситуация ДТП, а самокат, роликовые коньки или скейт-борд – транспортным средством или нет?

    С одной стороны, в соответствии с текстом Правил, “”Транспортное средство” – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.” Если подумать, то самокат, роликовые коньки или скейт-борд таки предназначены для перевозки по дорогам людей (особенно с учётом того, что тротуар является частью дороги), и в соответствии с формулировкой Правил, тоже являются транспортными средствами.

    А ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    С другой стороны, Правила отдельно оговаривают: “К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.” И на самокате тоже можно ехать (Правила отдельно не запрещают) по краю проезжей части в правовом статусе пешехода (против движения транспортных средств) – при отсутствии тротуаров и обочин или невозможности двигаться по ним (тротуара у дороги может не быть вообще или он может быть переполнен, а обочины может не быть (например, на эстакаде без разметки), а если она и есть, то по обочине самокат не может ехать, т.к. его колёса физически способны ехать только по асфальту).

    И еще – приобретает ли самокат правовой статус велосипеда, если на самокат вешается электродвигатель и это уже не просто самокат, а электросамокат? Два колеса есть, приводится в движение с помощью электродвигателя мощностью, не превышающей 0,25кВт. Единственное – педалей и рукояток нет (как и у обычного самоката).

    При этом понятно, что пешеход, едущий на самокате, не должен ехать по велосипедной дорожке (кроме ситуаций, когда для любых пешеходов отсутствует возможность двигаться по тротуарам, либо пешеходным дорожкам, либо по обочинам). А при движении на самокате по велопешеходной дорожке он должен двигаться по части, предназначенной для движения пешеходов.

    Ну а по поводу ситуаций наезда пешехода на самокате на тротуаре или на пешеходной дорожке на других пешеходов или их имущество остаются вопросы.

    #4643

    admin
    Хранитель

    Алексей, руководствуясь положениями Правил, давайте строго определимся:
    1. Велосипедист – это ВОДИТЕЛЬ.
    2. Лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства – это ПЕШЕХОДЫ.
    3. Если столкнулись пешеходы, и есть пострадавшие, это по Правилам НЕ ДТП. К этому случаю применим Гражданский кодекс, и вызывать нужно не инспектора ГИБДД, а обычного полицейского – следователя.
    4. Если велосипедист наехал на пешехода – это ДТП. И кто тут виноват, а кто пострадавший, в каждом конкретном случае должен разобраться инспектор ГИБДД.

    5. В обоих выше перечисленных случаях возможно варианты, когда участники происшествия не согласны с результатами следствия (или кто-то отказывается возмещать ущерб). Тогда дело отправят в Суд. И вот тут уж Судья и будет разбираться в обстоятельствах происшествия. Конечно, будет учитываться где это произошло (на тротуаре, на пешеходной дорожке, на велосипедной дорожке, а также (цитирую Вас): «если пешеход неадекватный – видел велосипедиста, но стал бросаться ему под колёса (либо по причине душевного расстройства, либо с целью вытребовать от него выкуп)? Или, не дай Бог, под колёса велосипедисту из любопытства неожиданно бросается чей-то ребенок (сам радостно бежит ему навстречу с раскрытыми руками), за которым родители присматривали не слишком внимательно, и велосипедист не успевает предотвратить наезд? Или под колёса велосипедисту из любопытства бросается чья-то жизнерадостная декоративная собачка» и т.д. и т.п.
    Но, повторяю, это дело следователей и Суда. А мы с Вами тут никаких конкретных решений принять не можем.

    6. Не совсем понятно с самокатом, на который вешается электродвигатель (Вы его назвали – электросамокат). Такие устройства уже появились, но в Правилах про них ничего нет. И если уж руководствоваться тем, что сегодня есть в Правилах, то такой электросамокат велосипедом быть не может (именно потому, что нет педалей), но очень даже подпадает под определение – мопед (если есть два колеса и есть электродвигатель максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт). И если это так, тогда на таких устройствах ездить можно только по проезжей части. А если у него двигатель меньше, чем 0,25 кВт, тогда получается, что человек, который на нем едет – ПЕШЕХОД.

    «Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Просмотр 4 сообщений - с 1 по 4 (из 4 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.