RSS лента
Новый высокоэффективный учебный комплекс
Абонемент, позволяющий пользоваться учебным комплексом в течение полугода (а больше и не потребуется)
стоит 180 рублей Оплатить
Сегодня на сайте можно скачать
Тема 26.6. Боковой ветер, глубокий снег, водная ...


Инженеры так сделали переднюю подвеску, что при движении передние колёса сами занимают прямое положение под действием веса автомобиля.


 


На прямолинейном участке дороги водителю и делать-то особенно ничего не надо – достаточно просто держаться за руль.


Но вот на обочине предупреждающий знак! – через 150- 300 метров начнётся открытый участок дороги, и там часто дует сильный боковой ветер.










Теперь водителю не до релакса. Теперь надо подготовиться к возможному сносу автомобиля с заданного курса сильными порывами бокового ветра.


То есть скорость-то надо точно снизить, но и за руль надо взяться покрепче – сейчас автомобиль сам держать прямолинейный курс не сможет, сейчас водителю надо будет удерживать автомобиль на своей полосе движения.






 



А если дело происходит зимой, когда покрытие и само по себе скользкое, тогда на таком участке дороги все перечисленные выше меры особенно актуальны.









Задача 45


В месте выезда из лесистого участка, где установлен знак «Боковой ветер», Вам следует:


1. Уменьшить скорость и быть готовым к возможному отклонению автомобиля от заданного курса.


2. Не изменяя скорости, сместиться ближе к центру дороги.


3. Не изменяя скорости, сместиться ближе к обочине.



Задача 46


При движении по какому участку дороги действие сильного бокового ветра наиболее опасно?


1. По закрытому деревьями.


2. При выезде с закрытого участка на открытый.


3. По открытому.




Вообще, дорожные условия порой меняются очень быстро.


Представьте, что будет, если водитель на секунду отвлёкся и не заметил, как правые колёса оказались на обочине.


И на беду обочина неукреплённая (то есть грунт или песок), да ещё и влажная.




В таких условиях левые колёса едут по несминаемой поверхности, а правые – по сминаемой. Из-за разницы в сопротивлении перекатыванию колес машину неминуемо потянет вправо.


Сейчас задача водителя – не спровоцировать занос автомобиля.


А условия для заноса просто идеальные – достаточно только нажать на тормоз или резко вывернуть руль влево, а всё остальное за водителя сделает сила инерции, которая обязательно появляется при любом торможении (а при резком повороте рулевого колеса ещё и добавляется центробежная сила).








 



Что же делать?


Во-первых, крепко держать рулевое колесо (оно сейчас будет вырываться из рук, стремясь само повернуться вправо), и по очень-очень плавной дуге возвращаем машину на проезжую часть. На тормоз не давим, а на газ давим так, чтобы двигаться и без замедления, и без ускорения.


После этого рекомендуется перекреститься и больше такого не допускать.











Задача 47


В случае, когда правые колёса автомобиля наезжают на неукреплённую влажную обочину, рекомендуется:


1. Затормозить и полностью остановиться.


2. Затормозить и плавно направить автомобиль в левую сторону.


3. Не прибегая к торможению, плавно вернуть автомобиль на проезжую часть.




Или ещё вот такая ситуация.


Ни на какую обочину вы не съезжали, двигались строго по проезжей части, и тут внезапно перед вами участок разбитой и скользкой дороги.


 

Тормозить бессмысленно – остановиться всё равно не успеем. А если въедем на скользкий участок с зажатыми тормозами, занос автомобиля гарантирован со всеми вытекающими последствиями, вплоть до «перевёртыша».


Сейчас главное, чтобы на автомобиль не действовали никакие вредные силы.


А навредить нам сейчас могут всё те же силы: сила инерции (если будем тормозить) и центробежная сила (если будем крутить руль).



Если участок скользкой дороги короткий, тогда остаётся одно – крепко держать рулевоё колесо и проскочить этот короткий участок, затаив дыхание и не меняя траектории и скорости движения.


Задача 48


Двигаясь в прямом направлении, Вы внезапно попали на небольшой участок скользкой дороги. Что следует предпринять?


1. Плавно затормозить.


2. Повернуть руль, чтобы съехать с этого участка дороги.


3. Не менять траектории и скорости движения.





А иногда водитель сам забирается в такие дебри, что ни пройти, не проехать.



 


Песок это сминаемая поверхность, и здесь наката никакого не будет, здесь сопротивление перекатыванию колес резко возрастает.












Те же проблемы возникают и при движении по рыхлому снегу. Понятно, что никакая пятая или четвёртая и даже третья передача тут неуместны.


Вторая – вот наша передача в таких условиях!


Пусть медленно, зато двигателю хватает запаса крутящего момента, и он справляется с возросшей нагрузкой.

Останавливаться нежелательно – после остановки не тронетесь. Придётся отъезжать назад (строго по колее!) и оттуда начинать движение.

Ну, а крутые повороты надо вообще исключить, в таких условиях любые повороты - только по плавной дуге.


Задача 49


Двигаться по глубокому снегу на грунтовой дороге следует:


1. Изменяя скорость движения и передачу в зависимости от состояния дороги.


2. На заранее выбранной пониженной передаче без резких поворотов и остановок.


3. На заранее выбранной повышенной передаче без резких поворотов и остановок.





И ещё одно важное наблюдение!

Едва ли не половину своей автомобильной жизни вы будете ездить по мокрой дороге.




И в этом нет ничего страшного. Не смотря на то, что коэффициент сцепления колес с мокрым асфальтом чуть ли не вдвое меньше, чем с сухим, этого вполне достаточно для безопасного движения.













Но вот когда дождь только начинает накрапывать, дорога может стать по-настоящему коварной!

Первые капли дождя действуют как миксер, взбивая накопившуюся на дороге пыль и грязь, и дорога на короткое время как бы покрывается тонкой скользкой плёнкой.

Потом, когда пойдёт сильный дождь, всё это смоется. Но пока дождь только накрапывает, надо уменьшить скорость и быть особенно осторожным!





Задача 50


Если во время движения по сухой дороге с асфальтобетонным покрытием начал моросить дождь, водителю следует:


1. Уменьшить скорость и быть особенно осторожным.


2. Не изменяя скорости, продолжить движение.


3. Увеличить скорость и попытаться проехать как можно большее расстояние, пока не начался сильный дождь.




Дождь прошёл, на дорогах образовались лужи, и нас, водителей, это ко многому обязывает.





Во-первых, не забывайте завет, оставленный нам классиками:


«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли».









А, во-вторых, лужа таит в себе опасность и для водителя. Если в глубокую лужу въехать со скоростью 90 км/час, то вода попросту не успевает «убежать» от колеса. В результате под колёсами образуется так называемый водяной клин, шины теряют сцепление с дорогой, и автомобиль становится неуправляемым. Такое явление ещё называют аквапланированием.







При аквапланировании машина не реагирует ни на руль, ни на тормоз!


Но это только до тех пор, пока скорость не снизится, а колеса продавят воду!


Поэтому, если уж случилось страшное, и автомобиль поплыл, не следует вращать рулевое колесо и давить на педаль тормоза. Когда скорость упадет, и контакт с дорогой восстановится, повёрнутые колёса обязательно вызовут бросок автомобиля в сторону. А если при этом ещё и заблокировать колёса, давя на педаль тормоза, то занос автомобиля гарантирован.





По мере падения скорости контакт с дорогой будет восстанавливаться, а вместе с ним восстановится и управляемость автомобиля.


И тут важно, чтобы колёса не скользили, а принудительно катились по дороге.


Поэтому выключать передачу (выжимать сцепление) ни в коем случае нельзя.



Остаётся одно - тормозить двигателем, уменьшая нажатие на педаль акселератора.


Задача 51


В случае потери сцепления колёс с дорогой из-за образования «водяного клина» водителю следует:


1. Увеличить скорость.


2. Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза.


3. Снизить скорость, применяя торможение двигателем.




Если лужа большая и глубокая, преодолевать её надо осторожно и на малой скорости.




Если лужа большая и глубокая, преодолевать её надо осторожно и на малой скорости.


Но одного этого недостаточно. В глубокой луже тормозные механизмы обязательно нахватаются воды.











А если тормозные колодки хорошенько смочить, их замечательные фрикционные свойства исчезают.


Водитель нажимает на педаль тормоза, колодки исправно прижимаются к дискам, но торможения не происходит – намокшие колодки трутся по дискам, не оказывая никакого сопротивления!








Что делать? Ждать пока они высохнут?


Если на дворе лето, можно, конечно, и подождать, только ждать придётся долго. А если зима, тогда колодки обледенеют, и куда ехать с такими тормозами?


Поэтому правильнее всего просушить тормоза на ходу, соблюдая все меры безопасности, а именно:


Занимаем крайнее правое положение на проезжей части, включаем «аварийку» и, двигаясь на первой передаче, периодически жмём на педаль тормоза.

От трения колодки и диски нагреются, вода испарится, и торможение восстановится.


Задача 52


Что следует предпринять для быстрого восстановления эффективность тормозов транспортного средства после проезда через водную преграду?


1. Резко нажать на педаль тормоза, после чего продолжить движение.


2. Продолжить движение и просушить тормозные колодки многократными непродолжительными нажатиями на педаль тормоза.


3. Продолжить движение с малой скоростью без притормаживания.





И ещё авторы Билетов интересуются,

знаете ли вы, как правильно пользоваться внешними световыми приборами в сложных дорожных условиях.





При сильном тумане или снегопаде дальний свет фар неэффективен. Световой луч длиною 100 метров попросту не достигает полотна дороги, полностью пропадая в стометровой толще тумана (или густого снегопада).












С места водителя это выглядит примерно вот так. Водитель не видит дороги, а видит только туман (или падающий снег).














Ближний свет фар бьёт на 45-50 метров, и сквозь 50-метровую стену тумана (снега) кое-что пробьется, то есть часть светового луча всё-таки достигнет полотна дороги. А если ещё добавить противотуманные фары, то видимость дороги станет вполне сносной. Плоский и широкий луч света, исходящий из противотуманок, хорошо освещает дорогу в непосредственной близости от автомобиля.









С места водителя это будет выглядеть примерно вот так.

Вывод:


При движении ночью в густом тумане или плотном снегопаде наилучшую видимость обеспечивают противотуманные фары совместно с ближним светом фар.


Ну и конечно, скорость надо выбирать такую, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.






Задача 53


При движении ночью во время сильной метели наилучшую видимость дороги обеспечит включение:


1. Только противотуманных фар.


2. Противотуманных фар совместно с ближним светом фар.


3. Противотуманных фар совместно с дальним светом фар.




И ещё один момент, о котором надо всегда помнить водителям!


В тёмное время суток, приближаясь к вершине подъёма, всегда необходимо переключаться на ближний свет фар!





Если этого не сделать, то уже за 100 метров до вершины подъёма дорогу вы видеть не будете – луч светит в небо, не касаясь полотна дороги. Это, во-первых.


А, во-вторых, встретившись на вершине подъёма, водители одновременно ослепят друг друга (если заблаговременно не переключатся на ближний свет).





Задача 54


При приближении к вершине подъёма в тёмное время суток водителю следует:


1. Не переключать дальний свет фар на ближний.


2. Переключить дальний свет фар на ближний только при появлении встречного транспортного средства.


3. Всегда переключать дальний свет фар на ближний.





И под занавес ещё несколько задачек про всякую всячину.

Задача 55


Установленный факт употребления водителем вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей:


1. 0,10 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.


2. 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.


3. 0,25 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.



ПРАВИЛА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ЛИЦА, КОТОРОЕ
УПРАВЛЯЕТ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ.




Пункт 8. Факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.



Задача 56


Как влияет алкоголь на время реакции водителя?


1. Время реакции уменьшается.


2. Алкоголь на время реакции не влияет.


3. Время реакции увеличивается.



Комментарий к задаче


Изредка некоторые ученики умудряются сделать ошибку и на этот простейший вопрос. Происходит это в том случае, если человек путает реакцию со временем реакции. Конечно же, у пьяного реакция замедленная, и, соответственно, время реакции увеличивается.



Задача57


В каком случае водителю необходимо оценивать обстановку сзади?


1. Перед началом или возобновлением движения.


2. Перед торможением.


3. Перед осуществлением манёвра (перестроения или изменения направления движения).


4. Во всех перечисленных случаях.



Комментарий к задаче


 


Как вы понимает, по большому счёту, обстановку сзади надо оценивать вообще всегда. Опытные водители даже в совершенно безоблачной ситуации  бросают взор на зеркало заднего вида в среднем каждые 20 – 30 секунд.



Задача 58


Как влияет длительный разгон транспортного средства с включённой первой передачей на расход топлива?


1. Расход топлива увеличивается.


2. Расход топлива не изменяется.


3. Расход топлива уменьшается.



Комментарий к задаче


 


Чем характерен длительный разгон на первой передаче? Двигатель ревёт, обороты бешенные, система питания вытягивает из бензобака прорву топлива, а скорость автомобиля невелика. В этом случае каждый километр пробега будет обходиться очень дорого. Первая передача – самая неэкономичная, она нужна только для того, чтобы тронуть автомобиль с места. А затем переходите на вторую, третью, четвёртую и т. д.



Задача59


При каком стиле вождения будет обеспечен наименьший расход топлива?


1. При резком ускорении и плавном замедлении.


2. При плавном ускорении и резком замедлении.


3. При плавном ускорении и плавном замедлении.



Комментарий к задаче


Каждый водитель понимает, что резкий разгон – это значит педаль акселератора в пол! Соответственно, и расход топлива максимальный. И если уж вас волнует экономичность, то разгоняться надо плавно, это позволит вам реже отмечаться на АЗС.


Ну, хорошо, за резкое ускорение надо платить. Но почему и тормозить дешевле плавно?


Да, это так. С помощью торможения тоже можно сэкономить топливо. Дело в том, что на современных автомобилях при движении накатом на включенной передаче с отпущенной педалью газа полностью прекращается подача топлива в двигатель (включается так называемый режим принудительного холостого хода). При этом вращение коленчатого вала поддерживается колесами, и расход топлива в данный момент равен нулю.


Получается, что чем больший путь перед остановкой автомобиль пройдет в режиме торможения (с включенной передачей), тем движение экономичнее. То есть наиболее экономичным способом торможения является раннее торможение с максимально плавным замедлением и максимальным тормозным путем.


Тут же отметим, что при движении накатом с разъединенной трансмиссией (на нейтральной передаче или с выжатым сцеплением) двигатель работает на холостых оборотах, и хоть немного, но всё же потребляет топливо.




Задача 60


Как влияет утомлённое состояние водителя на его внимание и реакцию?


1. Внимание ослабляется, время реакции уменьшается.


2. Внимание ослабляется, время реакции увеличивается.


3. Внимание и время реакции не изменяются.



Комментарий к задаче


Уставший или больной водитель так же опасен, как и пьяный. И по той же причине - внимание ослабляется, время реакции увеличивается.


Все вы сегодня много работаете, а ещё и учитесь. И преподавателю ПДД в вечерней группе приходится прилагать немало усилий и мастерства, чтобы держать вас в тонусе. И только единожды вашу сонливость, вялость и ослабление внимания удаётся использовать во благо учебного процесса.


Заканчивая разговор об основах безопасности, преподаватель вполне может сказать: «Посмотрите на своих соседей, и вы увидите типичные признаки наступившего утомления водителя».




Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним ...

Теперь пойдут задачки посерьёзнее. Авторы Билетов хотят выяснить, знаете ли вы, какие силы могут действовать на автомобиль в процессе движения, что такое занос автомобиля, как в него не попасть и как из него выбраться, если уж занос случился.






На сухой дороге колёса надёжно держатся за дорожное покрытие, и центробежная сила не может снести автомобиль.


Но зато может его перевернуть!











И вот, что ещё важно знать водителю. Самое низкое расположение центра тяжести – у пустого автомобиля. При полной нагрузке (с грузом в багажнике и пассажирами в салоне) расположение центра тяжести существенно увеличивается.


А центробежная сила как раз и приложена к центру тяжести автомобиля, и при прохождении поворота это необходимо учитывать.







С грузом и пассажирами вероятность опрокинуться выше!

Задача 34


Легковой автомобиль более устойчив против опрокидывания на повороте:


1. Без пассажиров и груза.


2. Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике.


3. С пассажирами, но без груза.


4. С пассажирами и грузом.




А теперь вспоминаем курс школьной физики:


 



Центробежная сила прямопропорциональна массе автомобиля, прямопропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота.










Если скорость увеличить в два раза, центробежная сила увеличится в четыре раза.

И наоборот, если скорость уменьшить в три раза,  центробежная сила станет меньше в девять раз!

Задача 35


С увеличением скорости движения на повороте величина центробежной силы:


1. Не изменяется.


2. Увеличивается пропорционально скорости.


3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости.



Задача 36


Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте?


1. Увеличение скорости движения.


2. Снижение скорости движения.


3. Уменьшение радиуса прохождения поворота.





С радиусом поворота тоже всё понятно -  чем больше радиус поворота (то есть, чем меньше кривизна поворота), тем меньше центробежная сила.


Что интересно! Даже не зная о существовании этой формулы, в жизни мы поступаем строго в соответствии с ней – перед входом в поворот снижаем скорость, а, проходя поворот, стараемся по максимуму «спрямить кривую», то есть по возможности стараемся увеличить радиус поворота. Такие действия подсказывает нам вестибулярный аппарат, заложенный в нас Создателем.



А что будет, если в процесс прохождения поворота нажать на педаль тормоза?







При любом торможении вес автомобиля переносится на передние колеса. То есть передние колёса крепко прижимаются к дороге, а задние колёса наоборот стремятся оторваться от дороги.















В такой ситуации достаточно небольшого бокового усилия, чтобы задняя ось автомобиля начала вращаться вокруг передней оси.


Это явление называют заносом автомобиля.












Откуда возьмется это боковое усилие? К величайшему сожалению оно обязательно возьмется, и причин для этого предостаточно. Чего стоит только одна центробежная сила!





При прохождении любого поворота на автомобиль обязательно действует центробежная сила, приложенная к центру тяжести машины.


Поскольку передние колёса всегда лучше держат дорогу (они нагружены тяжёлым двигателем), то, как правило, центробежная сила сдвигает в сторону заднюю ось. Происходит занос автомобиля при прохождении поворота.











Если сейчас со страху тормозить, к центробежной силе добавятся ещё две – тормозящее усилие передних колёс, и сразу же возникающая сила инерции.


Глядя на рисунок, должно быть понятно, что сейчас машину выбросит на обочину и там она обязательно перевернётся.













Поэтому тормозить в процессе поворота крайне нежелательно. Снижать скорость нужно до входа в поворот, а сам поворот следует проходить, что называется, «в натяжку».


То есть на педаль газа давим, но очень несильно так, чтобы автомобиль проходил поворот и без замедления, и без ускорения. В этом случае никакие силы (кроме центробежной) на автомобиль не действуют, а саму центробежную силу мы уменьшили до безопасного предела, снизив скорость до входа в поворот.







Задача 37


Что следует сделать водителю, чтобы предотвратить возникновение заноса при проезде крутого поворота?


1. Перед поворотом снизить скорость и выжать педаль сцепления, чтобы дать возможность автомобилю двигаться накатом на повороте.


2. Перед поворотом снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу, а при проезде поворота не увеличивать резко скорость и не тормозить.


3. Допускается любое из перечисленных действий.




Необходимо понимать - для того чтобы создались условия для заноса автомобиля,

вовсе не обязательно двигаться по криволинейному участку дороги.


Занос автомобиля может произойти и на прямолинейном участке, и порой для этого достаточно просто тормознуть или, наоборот, резко нажать на педаль газа, или резко вывернуть рулевое колесо при объезде препятствия.

И что делать, если начинается занос?


Ответ очень простой – надо немедленно избавиться от причины, вызвавшей занос!



1. Занос автомобиля может произойти при резком торможении.




При торможении автомобиль тащит вперёд одна единственная сила – сила инерции. И приложена эта сила к центру тяжести автомобиля.


А сопротивляются силе инерции целых четыре силы, а именно, тормозящие усилия четырёх колёс автомобиля. При этом основная нагрузка ложится на тормозные механизмы передних колёс  (не зря передние тормозные колодки изнашиваются быстрее задних).







Итак, при торможении задние колёса слабо прижаты к дороге и потому склонны к блокировке. Достаточно резко нажать на педаль тормоза, и вот они уже не катятся, а скользят, потеряв сцепление с дорожным покрытием. В этом случае практически всё торможение осуществляется только передними колёсами.





А теперь представим, что левое переднее колесо тормозит эффективнее правого. Этому может быть множество причин – например, различное давление в шинах, или слева асфальт сухой, а справа влажный. Да порой достаточно, чтобы одно из колёс катилось по дорожной разметке, а другое по асфальту!


В этом случае при торможении сразу же возникает момент сил, стремящихся развернуть автомобиль.










В результате левая часть автомобиля начинает двигаться медленнее, чем правая. Происходит занос задней оси автомобиля или просто занос автомобиля.


Если сейчас не прекратить торможение, дальнейшее движение будет напоминать движение камня, брошенного на лёд – камень крутится-вертится, но летит по прямой туда, куда его тащит сила инерции.








Первая естественная реакция неопытного водителя – давить на тормоз ещё сильнее. Как вы понимаете, это означает, что занос будет продолжаться. Изменить ситуации может обратное действие – убрать ногу с педали тормоза.





Убрали ногу с педали тормоза, и сразу же исчез момент сил, разворачивавших автомобиль (колёса свободно катятся). Но сила инерции никуда не делась, она по-прежнему тащит автомобиль вперёд!


Не беда, поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса и выравниваем траекторию движения автомобиля.


(Сравните этот рисунок с верхним. Видите, как на этом рисунке водитель повернул передние колёса в сторону заноса).







Примечание. Как мы уже определились, занос автомобиля – это занос именно задней оси. Задние колеса стремятся сблизиться с передними. В этом случае, выравнивая автомобиль, водитель поворачивает рулевое колесо навстречу приближающимся задним колёсам.


Это и принято называть «поворот рулевого колеса в сторону заноса».


Задача 38


Для предотвращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:


1. Прекратить начатое торможение.


2. Выключить сцепление.


3. Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль.




2. Занос автомобиля может произойти при резком ускорении.




При разгоне расклад сил прямо противоположный.


Теперь сила инерции направлена назад, а вперёд автомобиль тянут ведущие колёса. И если ведущие колёса надёжно держат дорогу (не буксуют), то и автомобиль ведёт себя идеально, послушно выполняя все желания водителя.











Однако нет никакой гарантии, что левые и правые колёса всегда держатся за дорогу абсолютно одинаково. Мы уже упоминали о возможной разнице давления в шинах, или, скажем, слева проезжай часть сухая, а справа влажная.









Поэтому занос можно получить не только при торможении, но и при ускорении.


Достаточно резко нажать на педаль газа (особенно на скользком покрытии) и ведущие колёса начнут вращаться с пробуксовкой. А любое проскальзывание колёс – это потеря сцепления с дорогой.







Если ведущие колёса задние, занесёт заднюю ось.
















Если ведущие колёса передние, снесёт в сторону передок.













Так что во всех случаях рецепт один – необходимо избавиться от причины вызвавшей занос,

то есть в данном случае - уменьшить нажатие на педаль управления подачей топлива.



Задача 39


Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения?


1. Усилить нажатие на педаль.


2. Не менять положения педали.


3. Ослабить нажатие на педаль.





3. Занос автомобиля может произойти при резком повороте рулевого колеса.





Иногда водителям приходится резко вильнуть при объезде препятствия.


Представим, что водитель, двигаясь со скоростью 60 км/ч, в последний момент решил объехать канализационный люк.











Но ведь резкий поворот направляющих колёс это тоже своеобразное торможение. В прямом направлении скорость автомобиля резко падает, и машина заметно приседает на передние колёса.


А раз есть торможение, сразу же появляется сила инерции, при этом корпус автомобиля уже развёрнут – идеальные условия для заноса!


Летом на сухом асфальте ничего страшного не случится, просто машину качнёт туда-сюда при объезде препятствия.










Но зимой на скользкой дороге занос гарантирован. Более того – в следующее мгновение скользить будут все четыре колеса.


Да и летом, если скорость под сотню, события будут развиваться точно так же.











Что делать?


Да всё то же самое. Как только водитель почувствовал, что автомобиль уходит в занос, надо немедленно избавиться от причины, вызвавшей занос. И теперь уже бог с ним, с этим люком.





Быстро (но плавно!) поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса.


Передние колёса «цепляют» дорогу (перестают скользить), управляемость автомобиля восстанавливается, и машина послушно возвращается на свою полосу.









Задача 40


Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?


1. Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения автомобиля.


2. Выключить сцепление и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.


3. Нажать на педаль тормоза и воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения.




Пришло время поговорить о различии в управлении переднеприводным автомобилем и заднеприводным.


И тот, и другой совершенно одинаково уходят в занос. Но вот выбираются из заноса по-разному. Связано это с тем, что задние колёса толкают автомобиль, а передние – тянут автомобиль.





Представьте человека, который привязал к спинке санок палку и пытается ею толкать эти санки.


Ведь они тут же начнут складываться влево или вправо. То есть по аналогии с автомобилем заднюю ось будет заносить толкающее усилие.











Если же человек догадается привязать палку или просто веревку спереди и потянет санки, то они будут следовать за ним, как нитка за иголкой без всяких заносов.










Именно этим и отличается передний привод от заднего. Если задние колёса толкают массу, расположенную перед ними, то передние колёса тянут массу, расположенную после них.


Именно поэтому, выходя из заноса на заднем приводе, мы плавно уменьшаем нажатие на педаль газа, пытаясь усмирить центробежную силу и восстановить управляемость автомобиля.


И именно поэтому на переднем приводе, мы слегка увеличиваем нажатие на педаль газа, чтобы передние колёса вытащили нас из заноса.




Как выходить из заноса на заднем приводе.

Итак, на повороте возник занос задней оси автомобиля (задние колёса скользят по дороге, и центробежная сила несёт их на обочину). И именно задние колёса у нас ведущие.





Если сейчас добавить крутящий момент на ведущие колёса (то есть нажать на педаль газа) ситуация только усугубится – мало того, что задние колёса скользят, так теперь ещё и буксуют, и сцепление с дорогой потеряно окончательно.


В то же время нельзя и нажимать на педаль тормоза или резко бросать газ – в этом случае к центробежной силе добавиться ещё и сила инерции, и это только усилит занос.








Вспоминаем наш общий универсальный принцип – надо избавиться от причины, вызвавшей занос.




А заносит нас центробежная сила. Ну, совсем-то от неё избавиться невозможно, но можно её уменьшить, если снизить скорость.


Только снижать скорость нужно плавно, слегка уменьшая подачу топлива, одновременно поворачивая рулевое колесо в сторону заноса.


После того как управляемость автомобиля восстановится, завершаем поворот.





Задача 41


Что следует предпринять, если на  повороте возник занос задней оси заднеприводного автомобиля?


1. Увеличить подачу топлива, рулевым колесом стабилизировать движение.


2. Притормозить и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.


3. Значительно уменьшить подачу топлива, не меняя положения рулевого колеса.


4. Слегка уменьшить подачу топлива и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.




Как выходить из заноса на переднем приводе.

И опять на повороте возник занос задней оси автомобиля. Только на этот раз автомобиль переднеприводной.





Как вы думаете, если сейчас повернуть рулевое колесо в сторону заноса и добавить крутящий момент на ведущие колёса, вытянут ли передние колёса нас из заноса?


А ведь, пожалуй, и вытянут!








Только помните!


Наращивать давление на педаль газа нужно слегка, очень плавно и очень осторожно, не допуская пробуксовки передних колёс. Как же они будут тянуть, если начнут буксовать?


Задача 42


На повороте возник занос задней оси переднеприводного автомобиля. Ваши действия?


1. Уменьшите подачу топлива, рулевым колесом стабилизируете движение.


2. Притормозите и повернёте рулевое колесо в сторону заноса.


3. Слегка увеличите подачу топлива, корректирую направление движения рулевым колесом.


4. Значительно  увеличите подачу топлива, не меняя положение рулевого колеса.



Задача 43


Устранение заноса задней оси путём увеличение скорости возможно:


1. Только на переднеприводном автомобиле.


2. Только на заднеприводном автомобиле.


3. На любом автомобиле из перечисленных.




Современные автомобили снабжены всевозможными устройствами, помогающими водителю избегать неприятностей на дороге.


К числу таких умных устройств, прежде всего, относится АБС - антиблокировочная тормозная система.





Однако следует знать, что антиблокировочная система очень хороша только на прямолинейных участках. При торможении она так умело перераспределяет тормозное усилие по колёсам автомобиля, что все четыре колеса всегда надёжно держатся за дорогу. А это, в свою очередь, исключает занос автомобиля.











Но против бокового усилия, то есть против центробежной силы, возникающей на повороте, АБС бессильна.


На сухом покрытии центробежная сила может попросту опрокинуть автомобиль.











На скользком покрытии та же центробежная сила может легко занести заднюю ось автомобиля…














… или даже полностью снести автомобиль с дороги. И тут никакая АБС не поможет.










Задача 44



Исключает ли антиблокировочная тормозная система (АБС) возможность возникновения заноса или сноса при прохождении поворота?


1. Полностью исключает возникновение только заноса.


2. Полностью исключает возникновение только сноса.


3. Не исключает возможность возникновения сноса или заноса.


Тема 26.4. Техника и тактика грамотного маневрирования.


Для начала давайте научимся правильно садиться в автомобиль.



Вот что я по этому поводу вычитал в Интернете:


- Вчера у меня был внутренний экзамен в автошколе, и у нескольких человек его не приняли по причине того, что они подошли к машине сзади, а не обошли спереди. Я была слегка озадачена, почитала ПДД, поспрашивала опытных знакомых-водителей. Никто такого правила не слышал. Может быть, кто-то подскажет, где такое написано? я уже работать не могу, очень интересно.


- Нельзя к машине подходить сзади, лягнуть может.


- К лошади не подходи сзади, к корове - спереди, а к козлу - со всех сторон.


- Дорогую машину обходи спереди... дешевую - стороной.



Но если серьёзно, то речь идёт о посадке в леворульный автомобиль, припаркованный на правой стороне дороги.



 



Если при посадке обходить авто сзади, то можно не увидеть собственную погибель.















Вот так оно гораздо безопаснее.












Задача 21


Как следует поступить водителю при посадке в автомобиль, стоящий у тротуара или на обочине?


1. Обойти автомобиль спереди.


2. Обойти автомобиль сзади.


3. Допустимы оба варианта действий.





Чтобы закрепить этот навык, давайте уже сразу научимся ещё и правильно выходить из автомобиля.






Если после высадки обходить авто спереди, то можно опять-таки не увидеть собственную погибель.















А если после высадки обходить авто сзади, тогда вы видите приближающуюся опасность. Есть шанс уцелеть.











Задача 22


Как следует поступить водителю при высадке из автомобиля, стоящего у тротуара или на обочине?


1. Обойти автомобиль спереди.


2. Обойти автомобиль сзади.


3. Допустимы оба варианта действий.




С посадкой-высадкой разобрались, теперь надо отрегулировать кресло и зеркала.


После этого пристёгиваемся и располагаем руки на органах управления.


Задача 23


На каком рисунке показано правильное положение рук на рулевом колесе?


1. На левом.


2. На среднем.


3. На правом.








Комментарий к задаче


Многолетний опыт преподавателя научил меня - все знают правильный ответ на этот вопрос (достаточно только пройти первое занятие на площадке).




А теперь едем в город.




На экзамене по практическому вождению автомобиля вас вполне могут попросить развернутся на такой узкой дороге с использованием въезда во двор.











 


В принципе можно и так – свернуть направо во двор, остановиться, а затем задним ходом пересечь дорогу.















Правда, в этом случае придётся изрядно повертеть головой – опасность приближается к вам со всех сторон.













Но можно и наоборот – заехать во двор не передним, а задним ходом. Чтобы завершить разворот, осталось только повернуть налево.


Вам не кажется, что так оно и удобнее, и безопаснее?








Задача 24


Способ разворота с использование прилегающей территории справа, обеспечивающий безопасность дорожного движения,  показан:


1. Только на левом рисунке.


2. Только на правом рисунке.


3. На обоих рисунках.







Комментарий к задаче


В жизни доведётся выполнять разворот и так, и эдак, но на экзамене выбирайте вариант, где короче траектория движения задним ходом.







А если двор слева, тогда заезжать в него задним ходом ой как непросто.













В этом случае лучше «нырнуть» во двор передним ходом.


Выезжать, правда, придётся задним ходом, ну так и опасность может быть только сзади. А вы как раз туда и смотрите.









Задача 25


Способ разворота с использование прилегающей территории слева, обеспечивающий безопасность дорожного движения,  показан:


1. Только на левом рисунке.


2. Только на правом рисунке.


3. На обоих рисунках.






Комментарий к задаче

Опять-таки в жизни доведётся выполнять разворот и так, и эдак, но на экзамене выбирайте вариант, где короче траектория движения задним ходом.




Теперь о тактике прохождения криволинейного участка дороги.


Перед входом в поворот надо, конечно же, снизить скорость до безопасной.


 


При этом водитель может позволить себе занять крайнее левое положение на своей половине проезжей части. Делается это для того, чтобы максимально возможно «выпрямить» траекторию движения на повороте.


Обратите внимание – на выходе из поворота траектория движения – уже почти прямая линия.


А вот это крайне важно! – если у траектории движения нет кривизны, то нет и центробежной силы, стремящейся снести или опрокинуть автомобиль.










На этом рисунке водитель изначально прижался к правому краю проезжей части. Таким образом он рассчитывал спрямить кривизну поворота. И на начальном этапе ему это удалось.


Но к чему привела такая тактика! – он «уткнулся» в сплошную линию разметки, и теперь, чтобы не вылететь на встречку, нужен резкий поворот руля! При этом ещё и придётся тормозить, и тогда занос задней оси автомобиля почти гарантирован.






Задача 26


При повороте направо обеспечение безопасности движения достигается путём выполнения поворота по траектории, которая показана:


1. На левом рисунке.


2. На правом рисунке.


3. На обеих рисунках.







Комментарий к задаче


Перед входом в поворот центробежной силы ещё нет, поэтому перед входом в поворот можно прижаться к осевой линии. Центробежная сила появится позднее - как только водитель начнёт вписываться в поворот, и в данном случае она будет стремиться снести автомобиль на встречку. Поэтому на выходе из поворота надо держаться как можно дальше от того места, куда вас сносит центробежная сила.


Такая траектория показана на левом рисунке.




Логика безопасного прохождение левого поворота такая же, как и правого.






Только в этом случае для того, чтобы максимально выпрямить кривизну, надо в начальной фазе поворота максимально прижаться вправо. А на выходе из поворота надо задавать такую траекторию движения, чтобы она не сильно отличалась от прямой.













На этом рисунке водитель всё сделал наоборот – сначала прижался влево, потом «уткнулся» в обочину, тормознул, резко вывернул руль влево, а далее движение автомобиля приняло неуправляемый характер.










Задача 27


При повороте налево обеспечение безопасности движения достигается путём выполнения поворота по траектории, которая показана:


1. На левом рисунке.


2. На правом рисунке.


3. На обеих рисунках.







Комментарий к задаче


Перед входом в поворот центробежной силы ещё нет, поэтому перед входом в поворот можно прижаться обочине. Центробежная сила появится позднее - как только водитель начнёт вписываться в поворот. Поэтому на выходе из поворота надо держаться как можно дальше от того места, куда вас сносит центробежная сила.


Такая траектория показана на левом рисунке.





В этой теме ещё спросят про обгон (один раз).



Обгон – самый сложный и опасный манёвр. Прежде чем начать обгон надо убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном расстоянии. И ещё крайне важно расположиться так, чтобы водитель обгоняемого автомобиля всё время видел вас в зеркало заднего вида и знал о ваших намерениях.


 


На душе гораздо спокойнее, если держать безопасную дистанцию. Отсюда, кстати, и встречная полоса неплохо просматривается, и водитель грузовика вас видит в зеркало заднего вида.














И даже если попытка обгона окажется неудачной, ещё не поздно вернуться назад на свою полосу.










Задача 28


При движении по двухполосной дороге за грузовым автомобилем у Вас появилась возможность совершить обгон. Ваши действия?


1. Максимально приблизитесь к обгоняемому автомобилю, затем перестроитесь на полосу встречного движения и завершите манёвр.


2. Перестроитесь на полосу встречного движения, после чего произведёте сближение с обгоняемым транспортным средством и завершите манёвр.


3. Допустимы оба варианта действий.




И ещё в этой теме будет три задачки про остановку-стоянку.


При остановке и стоянке Правила обязывают водителей принимать все меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства.


Это требование можно прочитать в последнем пункте Раздела 12 Правил:


Правила. Раздел 12. Пункт 12.8. Водитель может покидать своё место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.


Задача 29


Для предупреждения скатывания автомобиля с механической трансмиссией при кратковременной остановке на подъеме следует:


1. Привести в действие стояночный тормоз.


2. Включить первую передачу или передачу заднего хода.


3. Перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение.



Комментарий к задаче


При кратковременной остановке на горизонтальном участке дороги достаточно включить первую передачу или передачу заднего хода.


Но в тексте вопроса сказано, что вы остановились на подъёме.


Тогда, даже при кратковременной остановке, надо обязательно затянуть ручник!




Итак, при остановке на участке дороги с уклоном необходимо привести в действие стояночный тормоз.


Но, оказывается, есть ещё одно действие, которое грамотные водители в этом случае применяют обязательно:


Необходимо ещё и правильно вывернуть направляющие колеса автомобиля!


 



Автомобили А и Б стоят на спуске.


Автомобиль А передними колёсами упирается в бордюр тротуара и никуда не поедет в отсутствии водителя.


Автомобиль Б может начать самопроизвольное движение (если, например, у него неисправен ручник).














Автомобили В и Г стоят на подъёме.


Автомобиль Г тоже может катиться вниз (до тех пор, пока заднее правое колесо не упрётся в бордюр тротуара). И, как вы понимаете, это не есть хорошо.










Задача 30


В случае остановки на подъёме (спуске) при наличии тротуара можно предотвратить самопроизвольное скатывания автомобиля,  повернув его передние колёса в положение:


1. А и Г.


2. Б и В.


3. А и В.


4. Б и Г.









У этой дороги нет тротуара. Есть только обочина, которая всегда расположена на одном уровне с проезжей частью.


Автомобили А и Г, если уж поедут без хозяина, то поедут за пределы дороги. И это гораздо лучше, чем на проезжую часть.
















А вот автомобили Б и В как раз поедут на проезжую часть, что совершенно недопустимо.













Задача 31


В случае остановки на подъёме (спуске) при наличии обочины можно предотвратить самопроизвольное скатывания автомобиля на проезжую часть,  повернув его передние колёса в положение:


1. А и Г.


2. Б и В.


3. А и В.


4. Б и Г.





Ну, хорошо, парковаться на уклоне мы теперь умеем. Но ведь надо будет ещё тронуться на уклоне.


Если вниз, проблем нет – отпустили ручник и поехали. А если вверх? В этом случае отпускать ручник абы как нельзя! Машина самопроизвольно покатится вниз и наделает бед.


Задача 32


При трогании на подъёме на автомобиле с механической коробкой передач следует начинать отключать  (отпускать) стояночный тормоз:


1. До начала движения.


2. Одновременно с началом движения.


3. После начала движения.



Комментарий к задаче


Как правило, все вы знаете, что ручник надо отпускать одновременно с началом движения. Этому вас учат инструкторы.





В этой теме осталась только одна задачка.


Авторы Билетов хотят проверить, знаете ли вы особенности езды с прицепом.


Задача 33


По какой траектории двигается прицеп легкового автомобиля при прохождении поворота?


1. Дальше от центра поворота, чем траектория движения автомобиля.


2. По траектории движения автомобиля.


3. Ближе к центру поворота, чем траектория движения автомобиля.



Комментарий к задаче




Водителям необходимо помнить, что при маневрировании (при поворотах, разворотах, перестроениях) прицеп не повторяет в точности траекторию движения тягача. Отклонение будет тем сильнее, чем дальше колёса прицепа находятся от колёс тягача.


И отклонение всегда будет

ближе к центру поворота!







 



Не зная эту особенность при повороте налево можно прицепом заехать на встречку!


А при повороте направо – на тротуар!


Тема 26.3. Выбор безопасной скорости движения.


В идеальных условиях (при движении по сухому асфальту, да в ясную погоду) водители могут смело двигаться со скоростью, разрешённой Правилами на данном участке дороги. Однако, если покрытие скользкое или видимость недостаточная, водители инстинктивно снижают скорость до такой, которая им кажется безопасной в данных конкретных условиях.


То есть в сложных дорожных условиях выбор безопасной скорости носит субъективный характер – каждый водитель решает сам для себя, с какой скоростью он далее поедет. И ориентируется в таком случае водитель уже не на показания спидометра, а на собственные ощущения. При этом непреложным остаётся универсальное правило:


В любых условиях безопасная скорость это такая,

при которой остановочный путь заведомо меньше расстояния видимости!


Задача 15


Является ли безопасным движение вне населённого пункта на легковом автомобиле в тёмное время суток с включённым ближним светом фар по неосвещенному участку дороги со скоростью 90 км/ч?


1. Является безопасным, поскольку предельная допустимая скорость соответствует требованиям Правил.


2. Является безопасным при малой интенсивности движения.


3. Не является безопасным, поскольку остановочный путь превышает расстояние видимости.



Комментарий к задаче




Ночью при включённом ближнем свете фар дорогу видно максимум на 40 – 45 метров.


А остановочный путь при скорости 90 км/час может достигать 90 – 100 метров. Водитель естественно снижает скорость до безопасной, чтобы, увидев препятствие на дороге, успеть остановиться.




Кроме того необходимо учитывать, что глазомер человека – прибор несовершенный.


Многочисленные исследования подтвердили – в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости глаза обманывают нас

и притом обманывают в сторону большей опасности!



 


В тумане кажется, что встречные автомобили едва ползут, и водитель поздно начинает готовиться к встречному разъезду.


А вот это уже по-настоящему опасно!


Лучше, если бы нам казалось, что они едут быстро, тогда мы бы заранее снижали скорость и увеличивали боковой интервал.






Задача 16


В тёмное время суток и пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается:


1. Ниже, чем в действительности.


2. Восприятие скорости не меняется.


3. Выше, чем в действительности.



Комментарий к задаче


В тёмное время суток и пасмурную погоду скорость встречного автомобиля кажется меньшей, чем в действительности.

И это опасно!




В тумане наши глаза неверно оценивают не только скорость, но и расстояние!

И ошибаются наши глаза так же, как и в случае со скоростью – тоже в сторону большей опасности!





Нам только кажется, что до автомобиля, терпящего бедствие, ещё далеко. На самом деле уже давно пора тормозить! В тумане расстояние до предметов воспринимается искажённо и всегда в сторону большей опасности.


Лучше, если бы нам казалось, что до него уже рукой подать, и мы бы начали заранее принимать меры.






Задача 17


При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется:


1. Большим, чем в действительности.


2. Соответствующим действительности.


3. Меньшим, чем в действительности.








Комментарий к задаче


Расстояние до предметов в условиях недостаточной видимости представляется большим, чем в действительности.

И это опасно!




При ясной погоде тоже не всё так уж безоблачно!





С увеличением скорости резко сужается поле зрения водителя – впереди водитель все контролирует, а вот опасность сбоку может и не увидеть.










Задача 18


Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?


1. Расширяется.


2. Не изменяется.


3. Сужается.





Наконец, необходимо учитывать ещё одну субъективную особенность при оценке скорости движения.



 


Если справа и слева от водителя мелькают дома или деревья, то кажется, что летишь со скоростью звука. Хотя на спидометре разрешённые 90 км/ч.














Но вот выехали на равнинное место - и чё это мы так плетёмся. Хотя, минуточку, на спидометре те же 90.










Задача19


Как воспринимается водителем скорость автомобиля при длительном движении по равнинной дороге на большой скорости?


1. Кажется меньше, чем в действительности.


2. Восприятие скорости не меняется.


3. Кажется больше, чем в действительности.





И ещё Правила обязывают водителей при выборе скорости учитывать интенсивность движения.





Например, в данной ситуации про опережения надо забыть. В данной ситуации двигаться надо со средней скоростью потока.











Задача 20


Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном транспортном потоке будет меньше, если скорость Вашего транспортного средства:


1. Значительно меньше средней скорости потока.


2. Близка к средней скорости потока.


3. Значительно больше средней скорости потока.





Ну, вот и славно, со скоростью движения мы разобрались.


Теперь пойдут задачи о технике и тактике маневрирования.


Тема 26.2. Как правильно тормозить.


Теперь мы знаем, что такое безопасная дистанция, но одного этого мало. Надо ещё и уметь правильно тормозить, чтобы этой дистанции хватило.


А для этого водителю необходимо понимать, что такое – остановочный путь, и что такое - тормозной путь





Представим себе, что в этом месте водитель обнаружил препятствие на дороге. Что будет происходить дальше?












 


А дальше водитель начнёт реагировать. Глаза сообщат информацию головному мозгу, головной мозг пошлёт сигнал спинному мозгу, спинной мозг скомандует мышцам, и они перенесут правую ногу с педали газа на педаль тормоза.


И всё это время автомобиль будет продолжать двигаться

без торможения!







Это время (от момента обнаружения препятствия до начала принятия мер)

принято называть временем реакции водителя.


Задача 6


Что подразумевается под временем реакции водителя?


1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.


2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию.


3. Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.



Комментарий к задаче


Почему третий ответ неправильный? Да потому, что время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза, это только лишь составная часть общего времени реакции водителя. От момента, когда водитель увидит препятствие, и до момента, когда он начнёт переносить ногу (сообразит, что надо тормозить), тоже пройдет какое-то время.


Так что правильный ответ – второй.




Ну, хорошо, а что дальше?




А дальше водитель, наконец,  надавит на педаль тормоза. Но торможение начнётся чуть позднее! Тормозные колодки прижмутся к дискам не одновременно с нажатием на педаль. Время срабатывания гидравлического привода тормозных механизмов составляет 0,1 – 0, 4 секунды.


И эти доли секунды автомобиль по-прежнему будет двигаться без торможения!






 


Но вот, наконец, тормозные колодки прижались к тормозным дискам, с этого момента началось торможение. Теперь от момента начала торможения и до полной остановки машина проделает путь, который принято называть тормозным путём.


Тормозной путь – это путь, пройденный от момента начала торможения до полной остановки.






То есть тормозной путь это только лишь часть общего остановочного пути.


А полностью остановочный путь включает в себя:


- путь, пройденный за время реакции водителя,

- путь, пройденный за время срабатывания тормозов,

- тормозной путь.


Остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия до полной остановки.


Задача 7


Что подразумевается под остановочным путём?


1. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.


2. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.


3. Расстояние, соответствующее тормозному пути, определённому технической характеристикой данного транспортного средства.




Итак, общий остановочный путь включает в себя: путь, пройденный за время реакции водителя,

путь, пройденный за время срабатывания привода тормозов, и собственно тормозной путь.


Что касается времени срабатывания привода, то сие от нас не зависит, и этим мы управлять не можем. Реакция у каждого водителя своя, какая отпущена ему природой.


Но вот длина тормозного пути очень даже зависит от мастерства водителя.



Здесь нам необходимо познакомиться с новым термином – "Блокировка колёс".




Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться.


Но автомобиль двигаться не перестанет!

Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и если колёса не катятся по дороге, а именно скользят, тогда тормозной путь существенно увеличивается. Более того, машина становится неуправляемой! И вращать рулевое колесо бессмысленно, это не даст никакого результата! Колесу всё равно как скользить – прямо оно стоит или повёрнуто.



Автомобиль управляем до тех пор, пока колеса катятся!

Если колёса заблокировать, автомобиль становится неуправляемым, а тормозной путь увеличивается!


Отсюда вывод – во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! Если ситуация спокойная, эта плавность может быть сколь угодно растянута во времени. Если требуется экстренное торможение, тогда плавность нажатия на педаль будет до предела сжата во времени. Но всё-таки это не будет удар по тормозам!


Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель вовремя почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.


Но слабое давление на педаль тормоза тоже увеличивает тормозной путь! А нам-то надо экстренно остановиться! Значит, опять наращиваем давление на педаль – ОЙ! – колеса скользят! – значит, снова ослабляем усилие нажатия.


Такой способ (удерживать педаль тормоза на грани блокировки колёс) называют прерывистым и применяют при экстренном торможении.


Но это умение тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза нужно только в том случае, если ваш автомобиль не оборудован так называемой ABS (от англ. Anti-lock breaking system – антиблокировочная система).




Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд.


И если ABS у вас есть, тогда давите на педаль тормоза, что называется, «от души». Умная ABS не позволит вам заблокировать колеса.





Осталось только окончательно сформулировать правильные принципы экстренного торможения.


1. Во всех случаях (а особенно на скользкой дороге) добиться минимального тормозного пути можно только, не допуская блокировки колёс.


2. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда антиблокировочная система – это сам водитель, и при экстренном торможении его задача – удерживать процесс торможения на грани блокировки колёс способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.


3. Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда просто давите на педаль тормоза до полной остановки, а всё остальное за вас сделает умная ABS.


Задача 8


Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной тормозной системой, достигается:


1. Путём нажатия на педаль тормоза до упора.


2. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.


3. Путём нажатия на педаль тормоза с одновременным использование стояночной тормозной системы.




Задача 9


Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?


1. Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать её до полной остановки.


2. Нажать на педаль тормоза с одновременным использованием стояночного тормоза.


3. Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колёс.



Задача 10


Как правильно произвести экстренное торможение, если Ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой?


1. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.


2. Путём нажатия на педаль тормоза до упора и удерживания её до полной остановки.


3. Путём использования стояночной тормозной системы.




И ещё будет пара несложных задачек про тормозной путь:

Задача 11


Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющем тормозной системы?


1. Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.


2. Увеличивается.


3. Не изменяется.



Комментарий к задаче


При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции прямопропорциональна массе (чем больше масса, тем больше сила инерции). А чем больше сила инерции, тем больше тормозной путь.



Задача 12


Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения?


1. Не зависит.


2. Увеличивается пропорционально скорости.


3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости.



Комментарий к задаче


При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции зависит не только от массы автомобиля, но ещё и от скорости. Причём связь между силой инерции и скоростью – квадратичная. Если скорость увеличить в два раза, сила инерции увеличится в четыре раза. Соответственно, так же увеличится и тормозной путь.




Все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД касаются только автомобилей с механической коробкой перемены передач.


Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей только с МКПП.


Когда мы разгоняем автомобиль, мы последовательно переходим с самой низкой (первой) передачи на самую высокую (четвёртую, пятую или даже шестую в зависимости от того, сколько их есть на данном автомобиле). Но тогда получается, что если наоборот, последовательно переходить с пятой передачи на четвёртую, затем на третью, на вторую и, наконец, на первую, тогда скорость автомобиля будет неумолимо падать. А если на первой передаче ещё и отпустить педаль газа, тогда вообще можно двигаться со скоростью пешехода. Это называется торможение двигателем.


Опытные водители любят торможение двигателем и часто его применяют.

Особенно полезно применять торможение двигателем на крутых или затяжных спусках,

чтобы уберечь основные тормозные механизмы от перегрева (раскалившиеся тормоза перестают тормозить).


Задача 13


Чем опасно длительное торможение с выключенной передачей или сцеплением на крутом спуске?


1. Значительно увеличивается износ протектора шин.


2. Повышается износ деталей тормозных механизмов.


3. Перегреваются тормозные механизмы, и уменьшается эффективность торможения.



Комментарий к задаче




Если на тормоз давить непрестанно, температура может подняться до 400-500 градусов. А вот это уже по-настоящему опасно!  При перегреве дисков и колодок тормозная система почти полностью перестает работать - колодки скользят по раскаленному диску как по маслу.



Задача 14


Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учётом крутизны спуска?


1. Чем круче спуск, тем выше передача.


2. Чем круче спуск, тем ниже передача.


3. Выбор передачи не зависит от крутизны спуска.



Комментарий к задаче




Бывалые водители пользуются такой формулой: «На какой передаче я буду подниматься на эту гору, на такой же передаче буду и спускаться с этой горы».


Чем круче подъём, тем более низкую передачу придётся включить, чтобы его преодолеть. Соответственно, и чем круче спуск, тем более низкая передача потребуется, что спуститься безопасно.




Ну, хорошо, тормозить мы научились. Но это вовсе не значит, что можем теперь гонять с любой скоростью.


Но о скорости - в следующей Теме.


Тема 26.1. Что такое безопасная дистанция и ...


Требования к безопасной дистанции и к безопасному боковому интервалу изложены в девятом разделе Правил,

а именно в пункте 9.10:


Правила. Раздел 9. Пункт 9. 10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, в также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.


Как видим, Правила не содержат никакого численного значения для безопасной дистанции и для безопасного бокового интервала, да и не могут содержать.


И безопасная дистанция, и безопасный интервал зависят от множества причин и в каждом конкретном случае определяются водителем самостоятельно!


 


На дороге случился затор, и водители невольно уменьшили и дистанции, и боковые интервалы.


Но скорость ничтожна, покрытие ровное и сухое, и если никто никого не ударил, то и такую дистанцию, и такой боковой интервал можно считать безопасными.








 


Но чем больше скорость, тем более широкий динамический коридор требуется водителю для безопасного управления своим транспортным средством.











И про боковой интервал в Билетах есть одна простейшая задача:

Задача 1


Зависит ли выбор бокового интервала от скорости движения?


1. Выбор бокового интервала от скорости движения не зависит.


2. При увеличении скорости боковой интервал необходимо увеличить.




Конечно же, при увеличении скорости боковой интервал необходимо увеличить. Но не только!

Есть ещё ситуация, когда необходимо держать увеличенный боковой интервал (независимо от скорости).




Вы, наверняка, видели вот такую надпись на задней части сочленённого автобуса или троллейбуса.

Водитель такого автобуса как бы предупреждает вас: «Я не могу контролировать поведения задней оси моего прицепа! Его может и болтонуть туда-сюда. Будьте внимательны! Держите увеличенный боковой интервал!».








 


Так что от длинномерного транспортного средства (даже на при небольшой скорости) лучше держаться подальше.











Задача 2


В каких случаях следует увеличить боковой интервал?


1. При встречном разъезде на большой скорости.


2. При разъезде с длинномерным транспортным средством.


3. В обоих перечисленных случаях.




Теперь, что касается безопасной дистанции.


Время от момента, когда водитель обнаружил препятствие на дороге, до момента начала нажатия на педаль тормоза принято называть временем реакции водителя.


Экспериментально установлено, что время реакции у разных людей разное и может изменяться в пределах от 0,4 до 1,6 секунды (начинающему водителю лучше считать, что это именно у него время реакции – 1,6 секунды).


Но и это ещё не всё. Инженеры измерили время срабатывания гидравлического привода тормозов, и оно составило 0,1 - 0,4 секунды. То есть тормозные механизмы могут срабатывать с опозданием в 0,4 секунды после того, как водитель начинает давить на педаль тормоза.


 


И всё это время (целых 2 секунды после того, как у впереди едущего вспыхнули стоп-сигналы) ваша машина будет неумолимо сближаться с ним!


И только по истечении 2-х секунд начнётся собственно торможение!







То есть получается, что при движении по сухой дороге безопасной дистанцией может считаться расстояние,

которое автомобиль проезжает за 2 секунды.


Задача 3


Минимальной величиной необходимой дистанции при движении по сухой дороге на легковом автомобиле принято считать расстояние, которое пройдёт автомобиль не менее чем за:


1. 1 секунду.


2. 2 секунды.


3. 3 секунды.




А теперь возьмём калькулятор и посчитаем:


а). При скорости 60 км/ч автомобиль проезжает за 1 секунду примерно 16,5 метров;

б). При скорости 90 км/ч автомобиль проезжает за 1 секунду ровно 25 метров.


То есть при движении по сухой дороге со скоростью 60 км/ч безопасной можно считать дистанцию примерно 33 метра. А при скорости 90 км/ч безопасная дистанция  –  50 метров.


Но это при условии, что за рулём сидит самый медленно реагирующий водитель, у него время реакции – 1,6 секунды. Только за время его реакции при скорости 90 км/ч автомобиль проедет целых 40 метров, плюс ещё 10 метров за время срабатывания тормозного привода.


Если за руль сядет самый реактивный водитель (время реакции 0, 4 секунды), для него безопасная дистанция другая – всего лишь 20 метров (10 метров машина проедет за время реакции водителя плюс 10 метров за время срабатывания тормозного привода).


Но про величину безопасной дистанции на экзамене не спрашивают.


Есть только одна задачка про то, какое расстояние проедет машина за 1 секунду при скорости 90 км/час:


Задача 4


Какое расстояние проедет транспортное средство за время, равное среднему времени реакции водителя,  при скорости движения около 90 км/ч?


1. Примерно 15 м.


2. Примерно 25 м.


3. Примерно 35 м.



Комментарий к задаче


Выше уже было сказано, что время реакции у разных людей разное и может изменяться в пределах от 0,4 до 1,6 секунды.


То есть среднестатистическое время реакции водителя  – 1 секунда.

А за одну секунду транспортное средство проезжает 25 метров.




И есть ещё одна задачка про время реакции среднестатистического водителя:

Задача 5


Принято считать, что среднее время реакции водителя составляет:


1. Примерно 0,5 секунды.


2. Примерно 1 секунду.


3. Примерно 2 секунды.


Приложение 6. Задержание транспортного средства.

(Комментарий к Статье 27.13 КоАП)



Прежде всего, давайте разберёмся, что это такое - задержание транспортного средства. Вот как об этом сказано в Кодексе:




«…исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства…















…и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания…















… а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств».













Порядок задержания транспортного средства подробно расписан в Статье 27.13, читайте и наслаждайтесь:


КоАП. Статья 27.13. Часть 1. При нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 - 4 и 6 статьи 12.19, частями 1 - 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а при нарушениях, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 настоящего Кодекса, также до уплаты административного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2, 3, 4, 5 или 6 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет. В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26  и 11.29 настоящего Кодекса, задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.


В переводе на разговорный здесь сказано, что транспортное средство может быть задержано в следующих случаях:


  1. Отсутствуют регистрационные документы на транспортное средство - (Статья 12.3, Часть 1);
  2. Неисправна рабочая тормозная система или рулевое управление, или неисправно сцепное устройство (при движении с прицепом или в составе автопоезда) – (Статья 12.5, Часть 2);
  3. У водителя нет (и никогда не было) водительского удостоверения - (Статья 12.7, Часть 1);
  4. Водитель лишён прав и всё равно катается - (Статья 12.7, Часть 2);
  5. Водитель находится в состоянии опьянения - (Статья 12.8, Часть 1 и Часть 3);
  6. Остановка или стоянка в зоне действия знаков или разметки, запрещающих остановку или стоянку (при наличии таблички, указывающей, что в данной зоне осуществляется задержание транспортных средств) – (Статья 12.16, Часть 4 и Часть 5);
  7. Остановка или стоянка в местах, отведённых для остановки или стоянки инвалидов - (Статья 12.19, Часть 2);
  8. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре - (Статья 12.19, Часть 3);
  9. Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров) - (Статья 12.19, Часть 3.1);
  10. Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части - (Статья 12.19, Часть 3.2);
  11. Остановка или стоянка транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле - (Статья 12.19, Часть 4);
  12. Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения – (Статья 12.26);
  13. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия – (Статья 12.27, Часть 3);
  14. Использование транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в результате которого транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено – (Статья 14.28, Часть 2).



А ещё в рассматриваемой Статье 27.13 сказано, что задержание при помощи блокирующих устройств может применяться в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 12.21.1 или 12.21.2 настоящего Кодекса.

А статьи 12.21.1 и 12.21.2 это вот что:


  1. Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства – (Статья 12.21.1);
  2. Нарушение правил перевозки опасных грузов - (Статья 12.21.2).




Поскольку эвакуировать такое транспортное средство на штрафстоянку весьма затруднительно,…













…Кодекс, в случае нарушения правил перевозки крупногабаритных или опасных грузов, разрешил осуществлять задержание транспортного средства при помощи блокирующих устройств.














Отсюда следует, что применение такой блокировки к обычному транспортному средству противозаконно.













А ещё в рассматриваемой статье есть Часть 1.1:


КоАП. Статья 27.13. Часть 1.1. Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.



Сказанное в Части 1.1 означает, что если водитель появился до того, как эвакуатор тронулся с места, тогда штраф-штрафом, но эвакуация отменяется.

Правда, так оно будет, если можно немедленно устранить причину задержания. Например, если водитель припарковался с нарушением, то это можно легко исправить - сейчас он сядет за руль, уедет, и нет причины для задержания.











Однако, если у инспектора появились основания, достаточные полагать, что водитель подшофе, или, например, отсутствуют регистрационные документы на машину, или у водителя всё в порядке, но не в порядке транспортное средство (не тормозит и не слушается руля), тогда устранить причину задержания непосредственно на месте, задача не из лёгких.









И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание.



Если припарковаться с нарушением требований знаков или разметки, запрещающих остановку или стоянку, то машину могут эвакуировать только при наличии дополнительного знака, указывающего, что в данной зоне осуществляется задержание транспортных средств.



















Если дополнительного знака нет –  тогда только штраф.














Это важно знать!

Если бросить машину в месте, отведённом для стоянки инвалидов или на пешеходном переходе, или на тротуаре (в нарушение Правил), или в местах остановки маршрутных транспортных средств, или на трамвайных путях, или далее первого ряда от края проезжей части, или в тоннеле, тогда машину могут забрать и безо всяких знаков дополнительной информации.




Приложение 5. Отстранение от управления ...

(Комментарий к статье 27.12 КоАП)


Для начала определимся, что такое освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, и что такое медицинское освидетельствование на состояние опьянения.



Освидетельствование – это подуть в трубочку прямо на дороге.















А медицинское освидетельствование – это процедура серьёзная и многоэтапная.














Да и оборудование здесь посолиднее. И заключение, которое сделают врачи это для суда, считай, истина в последней инстанции.













Порядок отстранения водителя от управления транспортным средством регламентирован Статьёй 27.12, и в действующей редакции данная статья выглядит следующим образом:


КоАП РФ. Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.


КоАП РФ. Статья 27.12. Часть 1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.


В переводе на разговорный здесь сказано, что любой водитель может быть отстранен от управления транспортным средством в следующих четырёх случаях:


  1. Если присутствует запах алкоголя или невнятная речь, или нетвёрдая походка (для инспектора это «достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения»).
  2. Если водитель не имеет при себе регистрационных документов на транспортное средство.
  3. Если неисправна рабочая тормозная система или неисправно рулевое управление, или неисправно сцепное устройство (при движении с прицепом или в составе автопоезда).
  4. Если у водителя нет, и никогда не было водительского удостоверения, или водитель лишён прав (информация есть в единой полицейской базе).



Далее в этой же статье идёт часть 1.1:


КоАП РФ. Статья 27.12. Часть 1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.


В переводе на разговорный здесь сказано, что инспектор имеет право предложить водителю «подуть в трубочку» в следующих двух случаях:


  1. Если имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения.
  2. Если при проверке через единую полицейскую базу выяснится, что данный водитель ранее в результате совершённого им ДТП причинил пострадавшему вред здоровью легкой или средней тяжести.


О как! Оказывается, если водитель, ранее поучаствовал в ДТП, и по его вине пострадали люди, то теперь уже неважно, пьяница он или трезвенник – любой инспектор вправе тестировать его на наличие алкоголя, не заморачиваясь «основаниями, достаточными полагать…».


А что будет, если водитель заартачится и откажется дуть в трубочку? Этот случай предусмотрен в той же статье 27.12, часть 1.1:

КоАП РФ. Статья 27.12. Часть 1.1 (продолжение). При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.


А что будет, если водитель наотрез откажется проходить любое освидетельствование (хоть простое, хоть медицинское)?  Такой вариант тоже учтён законодательством - в этом случае к водителю будет применена Статья 12.26:


КоАП РФ, Статья 12.26. Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.


Часть 1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.


Часть 2. Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.