Прежде всего, нам необходимо разобраться, что это такое – неисправности, с которыми дальнейшее движение запрещено. И что это за такие неисправности и условия, с которыми двигаться самостоятельно можно, но запрещена эксплуатация ТС.
Запрет эксплуатации означает, что водителю запрещается использовать транспортное средство по своему прямому назначению (ездить на работу, на дачу, на рыбалку и т.д. и т.п.).
А теперь представьте, что на ходу отказал звуковой сигнал или, к примеру, обогрев заднего стекла.
С такими неисправностями ЭКСПЛУАТАЦИЯ запрещена!
Но не бросать же машину абы где. Как-то это неправильно, да и жалко (угонят, разграбят).
Вот на этот случай Правила и бросили водителям «спасательный круг» – да, эксплуатация запрещена, но можете доехать до места ремонта или до места стоянки.
Только двигаться нужно со всеми мерами предосторожности, и только до автосервиса или до дома, или до любого места, где вы согласны бросить на время машину.
Чтобы понять, о каких неисправностях идёт речь, необходимо открыть Правила и там, в конце, после знаков и разметки, найти «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации», а к ним Приложение – «Перечень неисправностей и условий, с которыми запрещается эксплуатация транспортных средств». И вот там, в этом Перечне, как раз и перечислены неисправности и условия, с которыми запрещена эксплуатация. (В скобках замечу, что всё эти неисправности и условия доступно изложены на сайте автошколадома.рф, в Учебнике, в теме 25).
Таких неисправностей и условий много, но водители обязаны не только знать и помнить их, но и уметь вовремя обнаружить. Хотя наказание за эксплуатацию ТС с большинством из перечисленных там неисправностей или условий, весьма мягкое:
КоАП. Статья 12.5. Часть 1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Так что всего-то 500 рэ, да и то в том случае, если попадётся особо ретивый инспектор. Однако что это за исключения в приведённой выше статье КоАПа (…за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи…)? Не пугайтесь, сейчас разберёмся.
Да, Статья 12.5 большая, там целых 7 частей и ещё две подчасти (3.1 и 4.1), но сейчас нам так много не надо. В частях 4 – 7 данной статьи идёт речь о незаконно установленных проблесковых маячках, сиренах, фонаре легкового такси, а также о всевозможных, незаконно нанесённых «боевых раскрасках» ТС (и об этом разговор отдельный). С Частью 1 мы уже познакомились выше, осталось поговорить только о Части 2, Части 3 и Части 3.1. Начнём с Части 3.
КоАП. Статья 12.5. Часть 3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
О как! КоАП уделил внешним световым приборам особое внимание (ещё бы, от них напрямую зависит здоровье, а порой и жизнь участников дорожного движения). И за несоответствующие световые приборы последуют уже не хилые 500 рэ, а лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
У любого транспортного средства, перемещающегося по дорогам России, впереди все световые приборы должны быть белые (бесцветные), а сзади – красные.
Уточнение. Впереди разрешается устанавливать противотуманные фары жёлтого цвета, а сзади белыми (бесцветными) должны быть только фонари освещения номерного знака и фонари заднего хода. Ну, а указатели поворота и впереди, и сзади, и с боков – оранжевые.
Вообще же, требования к внешним световым приборам жёсткие во всём мире.
Здесь и регулировка фар, и состояние отражателей, и лампы должны быть не абы какие, и очистители фар (если они есть) должны работать, и даже расположение фар относительно полотна дороги тоже строго регламентировано.
Кроме неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация (но разрешается движение до места ремонта или стоянки), есть ещё неисправности, с которыми дальнейшее движение запрещено категорически. Таких неисправностей всего пять, и они все перечислены в Разделе 2 Правил.
Правила. Раздел 2. Пункт 2.3.1. Второй абзац. Запрещается движение при неисправности:
– рабочей тормозной системы,
– рулевого управления,
– сцепного устройства (в составе автопоезда),
– негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости,
– недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
И вот уже про эти неисправности КоАП высказался отдельно (только почему-то две последние неисправности выпали):
КоАП. Статья 12.5. Часть 2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Понятно, что движение без тормозов или с неисправным рулевым смертельно опасно.
А если сцепное устройство неисправно, то когда прицеп оторвётся, мало никому не покажется.
Так почему же опять эти хилые 500 рэ.
Дело в том, что водитель просто штрафом не отделается. Штраф-то будет (куда же без него), но на этот случай предусмотрено ещё и задержание транспортного средства и помещение его на штрафстоянку в порядке ст. 27.13 КоАП РФ:
КоАП. Статья 27.13. Часть 1. При нарушениях правил управления транспортным средством, предусмотренных Частью 2 Статьи 12.5 настоящего Кодекса (а часть 2 это как раз про тормоза, рулевое и сцепное устройство, см. выше), применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Ну и, наконец, Часть 3.1 Статьи 12.5.
КоАП. Статья 12.5 Часть 3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Опять те же 500 рублей, только излишне затемнённые стёкла ни в коем разе не относятся к числу неисправностей, с которыми дальнейшее движение запрещено. Так почему же авторы Кодекса для этой неисправности выделили отдельную Часть 3.1?
Тут история вот какая. До 14 ноября 2014 года за неправильную тонировку, не только штрафовали, но ещё и задерживали транспортное средство (с помещением на спецстоянку).
Но потом законодатели одумались и решили, что это перебор. Но Часть 3.1 в КоАПе так и осталась(только текст изменился), отдельно оговаривая наказание за неправильную тонировку стёкол – всё тот же штраф 500 рублей, как и за прочие неисправности, с которыми запрещается эксплуатация ТС.
Читайте далее: