Велосипедное движение в нашей стране в последнее время бурно развивается, велосипедистов всё больше и больше, и всё больше и больше появляется велосипедных дорожек в парках, а также велосипедных полос на проезжей части дорог. И всё чаще мы с вами, водители механических транспортных средств, нет-нет, да пересаживаемся на велосипед или мопед. В связи с этим придётся и нам пристально разобраться с 24-тым разделом Правил «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов».
Особенно это важно для тех, у кого есть дети, которые, как известно, начинают ездить на велосипеде едва ли не раньше, чем научатся ходить. Вот, пожалуй, и начнём с этих, самых маленьких водителей.
ПДД для тех, кому ещё нет 14.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Как видим, человеку, до 14 лет вообще запрещается ездить по проезжей части дорог общего пользования. Только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (то есть только в тех местах, где запрещено движение механических транспортных средств).
И вот тут мамам и папам надо бы знать, что двор – это НЕ пешеходная зона! Двор это ЖИЛАЯ ЗОНА! И здесь движение механических транспортных средств очень даже возможно.
Так что во дворе человеку до 14 лет кататься на велосипеде разрешено только по тротуару или по специально предназначенной для этого площадке.
Родителей этих юных джентльменов надо бы лишить прав (нет, не родительских, не дай Бог, а водительских).
После чего пусть пересдадут теоретический экзамен за то, что вовремя не удосужились прочитать раздел 24 ПДД и не объяснили своим чадам, что до 14 лет на дороге общего пользования ездить на велосипеде можно только по тротуару.
А если доведётся пересекать дорогу, то только по пешеходному переходу и только пешком, катя велосипед рядом.
И по полосе для велосипедистов им тоже нельзя (это же проезжая часть дороги!).
Только по тротуару!
Кроме тротуаров, можно ещё по пешеходной дорожке.
Или по велопешеходной дорожке.
При этом маленькие (менее 7-ми лет) должны обязательно располагаться на полосе для пешеходов!
А те, кому перевалило за 7, должны, как взрослые, катиться по полосе для велосипедистов. Так по Правилам.
А если дорожка не пешеходная и даже не велопешеходная, а чисто велосипедная, тогда сюда Правила пускают только тех, кому за 7.
ПДД для велосипедистов старше 14 лет.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
По велосипедной или по велопешеходной дорожке, это само-собой разумеется.
Но, начиная с 14 лет, велосипедистам можно использовать и проезжую часть дороги, а именно, специально выделенную на краю проезжей части велосипедную полосу.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним.
Если рядом с дорогой нет никаких дополнительных дорожек (велосипедных или велопешеходных), а на проезжей части нет специально выделенной велосипедной полосы, тогда место велосипедиста – это крайнее правое положение на проезжей части.
И к такому движению Правила предъявили ещё одно требование:
Правила. Раздел 24. Пункт 24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части, если габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м.
Если велосипед уж слишком широкий или если вы перевозите широкий груз, или буксируете крупногабаритный прицеп, вам не запрещено движение и по велосипедной и по велопешеходной дорожке. Но там, скорее всего, вы будете создавать проблемы остальным велосипедистам и, особенно, пешеходам.
Поэтому, даже если бы здесь и была рядом с дорогой велодорожка, Правила разрешают вам двигаться и по дороге общего пользования.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине.
Велосипедистов в возрасте до 14 лет Правила вообще не пускают на проезжую часть дороги. Только по тротуару! Ну, или по специальным дорожкам (пешеходным, велопешеходным, велосипедным).
С теми, кому уже исполнилось 14, всё с точностью до наоборот – никаких тротуаров, только по проезжей части дороги! А если есть специальные дорожки, то ни в коем случае не по пешеходной. Только по велосипедной или велопешеходной!
А что делать, если специальных дорожек нет, а весь край проезжей части занят припаркованными автомобилями (как это обычно и бывает в городе). И как тогда ездить на велосипеде? Правила учли эти проблемы, возникающие у велосипедистов, и пунктом 24.2 разрешили взрослым велосипедистам в исключительных случаях использовать для движения тротуары и обочины.
Сейчас велосипедист не прав, в столь солидном возрасте надо двигаться по краю проезжей части (раз уж она абсолютно свободна).
Разрешается ездить по тротуару или по пешеходной дорожке, если нет никакой возможности двигаться по краю проезжей части (например, на проезжей части столпотворение автомобилей).
Но только на велосипеде!
На мопеде или тем паче на автомобиле – ни при каких обстоятельствах! В данной ситуации водители автомобилей грубейшим образом нарушают Правила, объезжая пробку по пешеходной дорожке!!!
Но во всех случаях велосипедист должен помнить – движение по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон – это, скорее, исключение, а не правило.
И такое движение возможно только с учётом требований пункта 24.6:
Правила. Раздел 24. Пункт 24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Инспектор остановил велосипедистку и сейчас предложит ей далее идти пешком, катя рядом свой велосипед.
Да, здесь нет никакой велосипедной дорожки и никакой дороги рядом нет, только тротуар.
Да, в этом случае по тротуару можно, но только при условии, что это не создаёт опасности для движения иных лиц.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке, если велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Как видим, ещё по тротуарам и пешеходным дорожкам разрешается перевозить на велосипеде будущих пешеходов и водителей.
А если ребёнок сам крутит педали (но ему ещё нет 14 лет), тогда и сопровождающий может двигаться вместе с ним по тротуарам или пешеходным дорожкам, даже если сопровождающему более 14 лет.
Например, этих двух девочек вполне может сопровождать папа, и тоже на велосипеде, и тоже по тротуару.
Что касается города, то здесь мы разобрали все возможные варианты поведения велосипедистов. Но велосипедисты – народ деятельный, их можно встретить и за пределами населённых пунктов. А там тротуаров нет, там только проезжая часть и две обочины. Хотя местами могут быть участки, где рядом с дорогой проложены велосипедные или велопешеходные дорожки. И Правила об этом тоже не забыли.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.
В принципе, обочина предназначена для движения пешеходов.
А место велосипедиста – край проезжей части.
Но и на велосипеде катиться по обочине куда как спокойнее и безопаснее, чем по проезжей части. А если обочина заасфальтирована, так и вообще класс.
Однако Правила разрешили это делать, только если у вас нет другого выбора, а именно:
1. Рядом с дорогой нет ни велосипедной, ни велопешеходной дорожки (или они есть, но по ним невозможно двигаться).
Тогда, будьте любезны, двигаться по полосе для велосипедистов, специально выделенной на проезжей части дороги!
2. На проезжей части нет полосы для движения велосипедистов (или она есть, но двигаться по ней невозможно).
3. Нет никакой возможности двигаться и по краю проезжей части.
И вот только теперь, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, разрешается катиться по обочине!
Осталось только понять, что значит «отсутствует возможность двигаться по велосипедной или велопешеходной дорожке» и что значит «отсутствует возможность двигаться по правому краю проезжей части».
Не беру в расчет различные ремонтные работы, с этим всё понятно, но возможны и другие ситуации. Вот пара примеров:
Пример 1. Спортивные соревнования, день города или любой другой праздник, и местные власти для этого задействовали велосипедные и велопешеходные дорожки, и вам туда временно въезд запрещён. Пункт 24.2 Правил разрешает вам в этом случае использовать для движения на велосипеде проезжую часть дороги.
Пример 2. Плотное автомобильное движение (пробка), и водители, нарушая Правила, заняли полосу для велосипедистов. Или заняли весь край проезжей части. Что остаётся делать велосипедистам? Пусть катятся по обочине, Правила не возражают.
И не спрашивайте меня, что делать, если автомобили заняли и обочину. Не знаю. На этот вопрос Правила ответа не дали.
Теперь отдельно про водителей мопедов.
Что же касается водителей мопедов, то с ними Правила разобрались более категорично (всё-таки мопед – это механическое транспортное средство!). И для управления им, в отличие от велосипеда, требуются права категории «М».
Правила. Раздел 24. Пункт 24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
То есть водителям мопедов категорически запрещено движение по тротуарам и по любым дорожкам (пешеходным, велопешеходным, велосипедным).
Только по проезжей части дороги!
Но не по любой полосе вообще, как это разрешено автомобилям и мотоциклам.
А только по правому краю проезжей части! И только в один ряд!
А если на краю проезжей части организована полоса для велосипедистов, можно по этой полосе.
И вот тут нам придется остановиться в недоумении, ибо в соответствие с пунктом 24.7 Правил проехаться на мопеде по современному мегаполису порой просто не получится.
Давайте ещё раз вспомним, что такое «Велосипедная дорожка» и что такое «Полоса для велосипедистов», и чем они отличаются друг от друга.
Что такое велосипедная дорожка.
Правила. Раздел 1. «Велосипедная дорожка» – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 «Велосипедная дорожка».
То есть любая велосипедная дорожка это самостоятельный элемент, не имеющий никакого отношения к автомобильной дороге общего пользования.
И даже если велосипедная дорожка расположена рядом с дорогой общего пользования, она опять-таки является самостоятельным элементом, ибо конструктивно отделёна от проезжей части.
И никакие «мопедисты» тут ездить не могут. Только велосипедисты.
А на мопеде в данном случае надо ехать по краю проезжей части (там, где едут автомобили).
Что такое полоса для велосипедистов.
Правила. Раздел 1. «Полоса для велосипедистов» – полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 «Полоса для велосипедистов».
Полоса для велосипедистов это структурный элемент самой дороги.
Проезжую часть попросту поделили между автомобилистами и велосипедистами с помощью дорожной разметки.
Ну а раз это проезжая часть, то, конечно, здесь можно ездить не только на велосипеде, но и на мопеде.
А как быть, если никакой полосы для велосипедистов нет, и правый край проезжей части занят припаркованными автомобилями?
Ну, велосипедист-то поедет по тротуару, ему можно. А что делать бедному «мопедисту»?
Он, конечно же, не остановится и продолжит движение, объезжая автомобили. Но уже не по краю проезжей части, тем самым, нарушая требование пункта 24.7.
Авторы Правил, чтобы не делать водителей мопедов нарушителями, должны были бы изложить пункт 24.7 следующим образом: «Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. А в случае, если это невозможно, должны двигаться по проезжей части, держась как можно правее».
И уж совсем странной представляется последняя фраза в пункте 24.7:
Правила. Раздел 24. Пункт 24.7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Ну, с пешеходами тут всё понятно. Даже велосипедист, если он двигается по обочине, и там полно пешеходов, обязан идти пешком, катя рядом велосипед (см. выше пункт 24.6).
Но вот что странно! По Правилам (см. пункт 24.2) на велосипеде разрешается движение по обочине, только если нет возможности двигаться по краю проезжей части. А к «мопедистам» Правила такого требования не предъявили и оставили им полную свободу выбора: хотите, двигайтесь по краю проезжей части, хотите – двигайтесь по обочине.
Как-то нелогично получается. Остаётся только надеяться, что со временем авторы Правил учтут все эти несуразности.
Кроме вышесказанного в Правилах есть ещё требования, предъявляемые к велосипедистам и водителям мопедов, которые понятны и не требуют комментария.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
– управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
– перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
– перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
– двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
– пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Из всего этого перечня стоит прокомментировать разве что вот это: «Велосипедистам и водителям мопедов запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах)».
Если вы велосипедист и дело происходит на участке дороги, обозначенном знаком «Велосипедная зона», тогда здесь у вас прав больше, чем у водителей любых механических транспортных средств.
В велосипедной зоне на любом перекрестке можете поворачивать налево или разворачиваться, соблюдая общие принципы Правил.
Велосипедная зона – это такое место, где приоритет в движении отдан велосипедистам. В велосипедной зоне водители механических транспортных средств обязаны везде и всегда уступать дорогу велосипедистам.
Но это так только в «Велосипедной зоне». Во всех остальных случаях порядок движения велосипедистов (а также водителей мопедов) иной.
На обычной дороге, если в вашем направлении всего одна полоса и нет трамвайных путей, на таком перекрёстке разрешается и повернуть налево, и развернуться.
Точно так же можете повернуть налево и на многополосной дороге, но только в том случае, если знаками или разметкой поворот налево разрешен с правой полосы.
Однако развернуться на таком перекрестке, управляя велосипедом или мопедом, Правила не разрешают.
Если нет знаков или разметки, разрешающих поворот налево с правой полосы, и дорога многополосная, тогда на таком перекрёстке, управляя велосипедом или мопедом, запрещено и поворачивать налево и разворачиваться.
Если нужно развернуться, тогда достаточно просто перейти на противоположную сторону своей дороги.
Если нужно повернуть налево, тогда придётся перейти и свою дорогу, и пересекаемую.
Обращаю ваше внимание! По пешеходному переходу надо именно идти, катя велосипед рядом. В общем-то, это было всегда понятно – переход он же не для водителей, а для пешеходов. А велосипедист становится пешеходом, только если спешится.
Тем не менее, Правила 29 ноября 2014 года решили дополнительно узаконить эту норму:
Правила. Раздел 24. Пункт 24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам.
То есть пешком-то можно – тогда ты пешеход, а катиться нельзя – тогда ты велосипедист (или водитель мопеда).
И еще одно требование в разделе 24, как мне кажется, тоже особого комментария не требует:
Правила. Раздел 24. Пункт 24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
То есть никаких буксировок велосипедов или мопедов, и уж, тем более, велосипедами или мопедами.
А вот с прицепом ездить можно.
Еще в 24-том разделе Правил есть одна весьма полезная рекомендация:
Правила. Раздел 24. Пункт 24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
Ну и наконец, последний пункт 24-го раздела, а именно пункт 24.11:
Правила. Раздел 24. Пункт 24.11. Первый абзац. В велосипедной зоне велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.1(1) – 9.3 и 9.6 – 9.12 настоящих Правил.
В этом требовании Правила отсылают вас в какие-то пункты 9.1(1) – 9.3 и 9.6 – 9.12. Можете, конечно, заглянуть в 9-тый раздел Правил, но уверяю вас, вы все это уже знаете.
Это все – общеизвестные требования ко всем водителям:
- Не выезжать на встречку, если она отделена сплошной разметкой.
- Не выезжать на встречку, если на дороге 4 полосы или более.
- На трехполосных дорогах выезжать на среднюю полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота.
- Не выезжать на встречные трамвайные пути.
- Пересекать разметку только при перестроении между полосами.
- Не выезжать на разделительные полосы, обочины, тротуары и пешеходные дорожки.
- Соблюдать безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы.
- Объезжать островки безопасности и элементы дорожных сооружений справа.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.11. Второй абзац. В велосипедной зоне пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения требований пунктов 4.4 – 4.7 настоящих Правил.
Во втором абзаце пункта 24.11 речь идет о пешеходах, и опять ссылка на какие-то пункты 4.4 – 4.7 настоящих Правил. Не сомневайтесь, вы это все уже знаете.
Это же просто общие требования ко все пешеходам:
- На регулируемых переходах надо руководствоваться сигналами светофора (или регулировщика).
- На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
- Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
- При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги.
Разница заключается только в том, что в велосипедной зоне пешеходам разрешено осуществлять переход на другую сторону дороги в любом месте (то есть необязательно только по обозначенному пешеходному переходу).
В завершение отметим, что в апреле 2015 года, Правила разрешили велосипедистам ездить по полосам, выделенным для движения маршрутных транспортных средств. В рассматриваемом 24-ом разделе Правил такого разрешения нет, в данном разделе вообще ничего не изменилось. Изменения произошли в дорожных знаках:
Знак 5.11.1 отныне указывает, что выделенная встречная полоса может использоваться и велосипедистами.
Аналогичное дополнения сделано и для знака 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств».
То есть велосипедистам разрешили использовать «выделенку» как встречного направления, так и попутного.
Читайте далее: