Учебник Оглавление Тема 3.3. Запрещающие знаки

Тема 3.3. Запрещающие знаки

 

 

 

 

С запрещающими знаками удобнее знакомиться, если предварительно разбить их на две подгруппы:

 

1. Знаки, прерывающие движение.

 

2. Знаки, не прерывающие движение.

 

 

 

 

1. Знаки, прерывающие движение.

 

 

 

 

Чем характерны эти знаки? Они именно прерывают дальнейшее движение!

 

Говорить о зоне действия не нужно.

 

Дальше просто нельзя и всё!

 

 

Но действуют эти знаки избирательно, не на всех подряд! Кому-то нельзя, а кому-то можно!

 

Поэтому наша задача заключается не только в том, чтобы разобраться, что именно запрещают эти знаки. Важно ещё и понимать, на кого распространяется действие того или иного знака.

 

 

 

  Знак 3.1 Въезд запрещён.

 

 

 

Знак 3.1 запрещает въезд с этой стороны. Но движение на этом участке не запрещено. В сущности, сейчас вас «попросили» – поищите другой въезд, он обязательно должен быть.

 

И никакого значения не имеет, живёте вы здесь или работаете. Кирпич – знак категоричный, тем более что сюда можно попасть другим путём, не нарушая Правил.

 

 

 

 

 

 

  Знак 3.2 Движение запрещено.

 

 

 

 

Знак 3.2 запрещает не просто въезд, а вообще движение любых транспортных средств внутри обозначенной зоны!

 

Искать другой въезд бессмысленно. На всех въездах будут установлены такие же знаки. Здесь разрешено только пешком.

Даже с велосипеда надо слезть и катить его рядом.

 

 

 

 

 

 

Но как быть тем, кто здесь живёт или работает?

Правила учли эту несуразность и сделали исключение для тех, кто здесь живёт или работает.

И, кстати, не только для них. Сюда ещё могут въезжать те, кто обслуживает предприятия, расположенные в обозначенной зоне, или обслуживает граждан, проживающих или работающих в обозначенной зоне (можете проезжать сюда на такси, если вы здесь живёте или работаете), а также могут проезжать инвалиды (1-ой или 2-ой групп) или те, кто везёт таких инвалидов.

 

Поэтому не удивляйтесь, если под знаком «Движение запрещено» увидите знак «Ограничение максимальной скорости». Это для тех, кому сюда можно.

 

 

 

  Знак 3.3Движение механических транспортных средств запрещено.

 

 

 

Знак 3.3 запрещает движение только механических транспортных средств.

 

В зоне действия этого знака можно кататься на велосипеде, на лошади, на собачей упряжке, то есть на всём, что приводится в движение мускульной энергией человека или животного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И снова тот же вопрос – как быть тем, кто здесь живёт или работает?

 

И снова тот же ответ – разрешается движение тем, кто здесь живёт или работает, тем, кто обслуживает предприятия, расположенные в обозначенной зоне, или обслуживает граждан, проживающих или работающих в обозначенной зоне, а также могут проезжать инвалиды (1-ой или 2-ой групп) или те, кто везёт таких инвалидов.

 

 

 

 

 

 

  Знак 3.4Движение грузовых автомобилей запрещено.

 

 

 

 

Знак 3.4  запрещает движение грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой более 3,5т.

 

Действие знака не распространяется на мотоциклы и на автомобили категории «В». Можете смело продолжать движение под этот знак, если управляете легковым автомобилем или грузовым автомобилем с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т.

 

 

 

 

Примечание. На знаке 3.4  может быть нанесена конкретная величина разрешённой максимальной массы. В таком случае знак запрещает движение грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой более той, что указана на знаке.

 

 

И ещё один наиважнейший момент.

 

По нашим Правилам в зону действия этого знака не могут заезжать те, кто здесь живёт или работает, или обслуживает тех, кто здесь живёт или работает. И, кстати, инвалидам, тоже никаких скидок.

 

Действие знака не распространяется только на грузовые автомобили, принадлежащие или обслуживающие предприятия, расположенные в обозначенной зоне.

 

 

 

 

То есть, если вы живёте или работаете в зоне, обозначенной таким знаком, и вам, например, потребовалось привезти мебель, нанимайте грузовик с разрешённой максимальной  массой не более 3,5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Знак 3.5 – Движение мотоциклов запрещено.

 

 

 

Любой запрещающий знак запрещает только то, что на нём изображено.  А всё остальное – пожалуйста!

 

Под этот знак можете двигаться на любом автомобиле, мопеде или велосипеде.

 

Нельзя только на мотоцикле.

 

 

 

 

 

 

 

  Знак 3.7Движение с прицепом запрещено.

 

Художник изобразил на знаке символический прицеп, и он получился похожим на прицеп к легковому автомобилю. Тем не менее, назначение знака – запретить движение именно грузовых автомобилей и именно в том случае, когда они двигаются в составе автопоезда, то есть с прицепом.

 

 

Зададимся вопросом, в каком случае установят знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено»? Что такого должно быть на дороге, чтобы туда не пускали грузовики с прицепом?

 

 

 

 

Такой знак устанавливают перед участками, где по различным причинам затруднено маневрирование.

 

Перестроения, повороты и развороты приходится выполнять в настолько стеснённых условиях, что грузовики с прицепом там либо вообще не проедут, либо соберут по дороге урожай ДТП.

 

 

 

 

Но ровно такие же проблемы возникнут и при буксировке, причём при любой буксировке! При буксировке маневрировать одинаково трудно и грузовым автомобилям и легковым, и мотоциклам.

 

Правила учли это обстоятельство и вот как описали действие этого знака:

 

Правила. Приложение 1. Знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено». Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

Сейчас водители должны быть благодарны устроителям дорожного движения – спасибо за то, что установили здесь такой знак. А то бы мы там «наломали дров».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На легковые автомобили действие этого знака не распространяется.

 

На легковом автомобиле (с прицепом или без прицепа) можете продолжать движение, Правила не возражают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернёмся на минуту к этим четырём знакам.

 

 

Вы уже знаете, что действие первых двух знаков не распространяется на тех, кто живёт или работает в обозначенной зоне, а также на тех, кто обслуживает предприятия, расположенные в этой зоне, или обслуживает граждан, проживающих в этой зоне.

 

Правила содержат такие же поблажки и для двух других знаков. Но это вовсе не означает, что теперь, двигаясь к своему дому (или к месту работы), водителю разрешено насквозь прошивать всю обозначенную зону (а она может длиться несколько кварталов).

 

Правила для всех четырёх знаков ввели жёсткое ограничение: «В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из неё на ближайшем к месту назначения перекрёстке».

 

То есть домой вы можете подъехать, невзирая на эти знаки.

 

Но так, чтобы протяжённость нарушения была минимальной!

 

 

 

 

В число знаков, прерывающих движение, входят пять знаков, действие которых ни при каких условиях не распространяется на автомобили.

 

 

 

Эти знаки запрещают только то, что на них изображено и, следовательно, на любом автомобиле (легковом или грузовом) можете смело продолжать движение.

 

 

 

И ещё есть пять знаков, действие которых формально распространяется на любые транспортные средства, хотя придуманы они для того, чтобы запретить движение тяжёлых и крупногабаритных транспортных средств.

 

 

 

 

 

Знак 3.11  «Ограничение массы» применяют для запрещения движения транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на знаке.

 

 

 

 

Такой знак могут установить, например, перед ледовой переправой.

 

И если дело происходит в Якутии в разгар зимы, тогда надо быть ну уж очень тяжёлым, чтобы не вписаться в данное ограничение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако в другом регионе, да еще поближе к весне, цифра на знаке может стать заметно меньше, и в этом случае ограничение, вводимое знаком, может коснуться и вас, уважаемые водители транспортных средств категории «В».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знак 3.12  «Ограничение массы, приходящейся на одну ось транспортного средства» применяют для запрещения движения транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на любую ось, больше указанной на знаке.

 

 

 

Дорожные покрытия бывают разные. Какие-то способны выдерживать большую нагрузку, а какие-то нет.

 

А разрушают дорожное покрытие в первую очередь именно тяжёлые машины, и тут роковую роль играет не столько общий вес машины, сколько та сила, с которой машина давит на дорожную одежду каждым своим колесом.

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы поберечь дорогу, местные власти вполне могут запретить по ней движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на любую из колёсных осей, превышает предел прочности, установленный для данной дороги.

 

Но водителям транспортных средств категории «В» беспокоиться не о чем. Не может быть таких дорог, по которым нельзя ездить на легковых автомобилях и на небольших грузовиках. Этот знак не для них.

 

 

 

 

 

 

 

Знак 3.13  «Ограничение высоты» применяют для запрещения движения транспортных средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

 

 

 

 

Знак устанавливают в случаях, когда расстояние от дорожного покрытия до пролетного строения менее 5 метров.

 

В принципе, данное ограничение может коснуться и водителей, управляющих легковыми автомобилями (если, к примеру, это высокий внедорожник, да ещё с высоким грузом на багажнике).

 

 

 

 

 

 

 

Знак 3.14  «Ограничение ширины» применяют для запрещения движения транспортных средств, габаритная ширина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

 

Знак устанавливают перед проездом, если его ширина в тоннеле, между опорами мостового сооружения и т.п. менее 3,5 м.

 

В будущем, изучая Раздел 23 «Перевозка грузов», мы узнаем, что Правилами запрещено перевозить грузы шириной более 2,55 м (точнее, перевозку такого груза надо согласовывать с ГИБДД, но для вас это всё равно, что запрещено).

 

Так что ограничение, вводимое этим знаком, вряд ли когда-нибудь коснется тех, кто перемещается на легковых автомобилях (хотя, конечно, в жизни всё может быть, ибо чисто теоретически цифра на знаке может оказаться меньше ширины вашего автомобиля).

 

 

 

 

Знак 3.15  «Ограничение длины» применяют для запрещения движения транспортных средств (составов транспортных средств), габаритная длина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке, на участках дорог с узкой проезжей частью, тесной застройкой, крутыми поворотами и т.п., где их движение или разъезд со встречными транспортными средствами затруднены.

 

То есть если вы управляете обычным автомобилем, то этот знак вам не помеха.

 

 

 

 

Но если пересядете за руль вот такого «монстра», тогда будьте внимательны, перемещаясь по дорогам общего пользования. Тогда этот знак – ваш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующие три знака касаются абсолютно всех водителей.

 

 

 

 

Знак 3.17.1  «Таможня» применяют для запрещения проезда без остановки на контрольно-пропускном пункте таможни.

 

 

 

 

Этот знак не запрещает вам дальнейшее движение, но обязывает вас остановиться у контрольно-пропускного пункта. Хотя это понятно и без всякого знака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знак 3.17.3  «Контроль» применяют для запрещения проезда без остановки на контрольном пункте (на посту милиции, карантинном посту, на въезде в пограничную зону, закрытую территорию, на пункте оплаты проезда по платным дорогам и т.п.). На постах милиции и карантинных постах знак устанавливают на время проведения оперативных мероприятий.

 

 

 

 

 

Точно так же не удастся проехать без остановки и любой контрольно-пропускной пункт, если таковой попадётся на вашем пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знак 3.17.2  «Опасность» применяют для запрещения движения всех транспортных средств на участке дороги, где произошли дорожно-транспортное происшествие, авария или имеется другая опасность для движения, которые требуют временных оперативных изменений организации движения.

 

 

Такой знак применяют для запрещения движения всех транспортных средств на участке дороги, где произошло жуткое ДТП или очень серьёзная коммунальная авария, или имеется другая опасность для движения, например, на дорогу рухнул строительный подъёмный кран.

 

Сюда и маршрутное транспортное средство не поедет, и автомобиль депутата с «мигалкой». Сюда поедут только автомобили оперативных служб – милиция, скорая помощь, пожарники и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

И, наконец, последние два знака из тех, что прерывают движение.

 

 

 

Знаки 3.32  и 3.33  применяют для предотвращения съезда транспортных средств с опасными, взрывчатыми или легковоспламеняющимися грузами с предназначенных для них маршрутов, а также для запрещения въезда указанных транспортных средств на дороги или в районы, где они представляют особую опасность для людей.

 

 

 

 

 

 

2. Знаки, не прерывающие движение.

 

 

 

 

Чем характерны эти знаки? Они не запрещают движение как таковое, но вносят в это движение определённые ограничения! И, следовательно, у этих знаков должна быть зона действия – где начинает действовать ограничение и где оно заканчивается.

 

 

Общий принцип Правил заключается в том, что знаки действуют с места их установки и до ближайшего по ходу перекрёстка. Но не только! Поэтому чуть ниже мы обязательно подробно поговорим о зоне действия этих знаков в различных ситуациях.

 

 

 

Знак 3.16  «Ограничение минимальной дистанции» применяют для запрещения движения транспортных средств с дистанцией между ними менее указанной на знаке (на мостовых сооружениях с пролетами ограниченной грузоподъемности, на ледовых переправах, в тоннелях и т.п.).

 

Символика знака понятна – всех просят рассредоточиться и далее двигаться, держа дистанцию, не менее той, что указана на знаке.

 

В каком случае установят такой знак? В случае если впереди «хилый» мост, или ненадёжная ледовая переправа, или тоннель, в котором кислорода на всех не хватит (но если рассредоточиться, то и мост не рухнет, и лёд не провалиться, и в тоннеле не задохнётесь).

 

 

 

 

В данном случае знак применили с табличкой «Зона действия».

 

Знак требует соблюдать дистанцию не менее 70 метров, а табличка дополнительно сообщает – держите такую дистанцию на протяжении 600 метров (ну, то есть до конца моста).

 

 

 

 

 

 

 

 

Знак 3.20  «Обгон запрещён».

 

И здесь символика знака проста и понятна. Уж если обгон запрещён легковым автомобилям, то грузовым и подавно. То есть обгон запрещён вообще – всем и всех. И так оно и было до ноября 2010 года. В последней редакции Правил действие этого знака не столь категорично и содержит некоторые исключения, а именно:

 

Правила. Приложение 1. Знак 3.20 «Обгон запрещён». Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколёсных мотоциклов без коляски.

 

Что такое гужевая повозка, мопед или двухколёсный мотоцикл без коляски понятно всем. Но что такое тихоходное транспортное средство? Ответ на этот вопрос содержится в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации»:

 

Все механические транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/час,

 

должны быть обозначены опознавательным знаком  «Тихоходное транспортное средство».

 

 

 

 

 

На этом участке дороги не запрещено обгонять мопеды, двухколёсные мотоциклы без коляски, а также тихоходные транспортные средства.

 

А перед нами как раз тихоходное транспортное средство, можете обгонять его, Правила не возражают.

 

 

 

 

 

 

 

Знак 3.22  «Обгон грузовым автомобилям запрещён».

 

Действие этого знака распространяется только на грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой более 3,5 т. И вот им в зоне действия этого знака запрещён обгон всех без исключения транспортных средств. На вас, водители транспортных средств категорий «А» и «В», действие этого знака не распространяется.

 

 

 

Знак 3.24  «Ограничение максимальной скорости» применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.

 

Необходимо понимать, что, прежде всего, существуют ограничения скорости, носящие общий (глобальный) характер, то есть действующие на всей дорожной сети страны. В то же время на любом участке любой дороги с помощью знаков 3.24 можно ввести локальное ограничение скорости, причём как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Но и это ещё не всё. Локальное ограничение можно сделать ещё более локальным, используя дополнительные таблички.

 

 

 

 

Несмотря на то, что это дорога вне населённого пункта и, казалось бы, можно двигаться со скоростью 90 км/ч, на данном участке знаком введено ограничение – не более 70 км /ч.

 

Одновременно табличка уточняет – данное ограничение действует на протяжении 800 метров.

 

 

 

 

 

 

В населённых пунктах всем транспортным средствам Правилами установлен лимит – не более 60 км/ч! Тогда как же понимать эту комбинацию знаков?

Да очень просто понимать. На данном участке данной дороги разрешено движение со скоростью до 80 км/ч.

 

Но не всем!

С такой скоростью разрешено движение только водителям автомобилей категории «В»!

 

Все остальные, в том числе и мотоциклы, обязаны двигаться со скоростью не более 60 км/ч (как это и положено в населённом пункте).

 

 

 

 

Знак 3.26  «Подача звукового сигнала запрещена».

 

 

Такой знак можно встретить на участках дорог, проходящих в непосредственной близости от санаториев, домов отдыха, оздоровительных лагерей, больниц и т.п.

Это чтобы водители своими сигналами зря не тревожили людей.

 

 

Примечание. Понятно, что никакие Правила не станут запрещать подачу звукового сигнала в случаях, когда необходимо предотвратить ДТП. Такая подача сигнала разрешена всегда и везде, в том числе и в зоне действия этого знака.

 

 

 

 

 

 

Знак 3.27  «Остановка запрещена».      Знак 3.28  «Стоянка запрещена».

 

 

Следует различать два вида остановки – служебная остановка и преднамеренная остановка.

 

Служебная остановка – это прекращение движения в тех случаях, когда необходимо выполнить требования Правил (например, остановиться на красный сигнал светофора, или остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам и т. п.). Понятно, что эти знаки не имеют никакого отношения к служебной остановке. На красный сигнал светофора вы будете останавливаться, не взирая ни на какие знаки.

 

Преднамеренная остановка – это прекращение движения по желанию водителя или по желанию пассажиров. И вот тут очень важно понимать, разрешено ли в этом месте останавливаться.

 

Кроме «Остановки» Правила содержат ещё и термин «Стоянка». В чём здесь разница?

 

Остановиться можно на короткое время, а вот поставить автомобиль на стоянку – это надолго. Правила сочли, что 5-ти минут вполне достаточно, чтобы вы успели купить бутылочку колы, сели в машину и поехали дальше.

Именно эту цифру (5 минут) Правила и сделали границей между остановкой и стоянкой. Если водитель преднамеренно прекратил движение на время до 5-ти минут – он совершил остановку. Если водитель преднамеренно прекратил движение на время более 5-ти минут – это уже квалифицируется Правилами как стоянка.

 

Знак 3.27  запрещает остановку транспортных средств.

Знак 3.28  запрещает стоянку транспортных средств. Остановка не запрещена.

 

Это легко запомнить следующим образом. Если крест-накрест, значит, вообще ничего нельзя (ни остановиться, ни, тем более, стоять). Если круг перечёркнут только одной чертой – значит, что-то одно из двух можно. Легко догадаться, что можно остановиться (на 5 минут), но стоянка запрещена.

 

 

 

Знак 3.27 устанавливают в местах, где припаркованный транспорт может создать помехи или даже опасность для движения. Поэтому никому никаких исключений! В том числе и инвалидам! 

 

Тогда вопрос: «Может ли в зоне действия этого знака остановиться маршрутное транспортное средство»?

 

Как вы понимаете, и трамвай, и троллейбус, и автобус (если только они маршрутные) будут обязательно останавливаться на каждой обозначенной остановке, не взирая ни на какие знаки.

 

 

 

 

 

Знак 3.28 менее категоричен. Раз уж здесь всем разрешена остановка, то инвалидам можно разрешить и стоянку. Инвалид, останавливаясь по своим делам, может попросту не уложиться в отведённые 5 минут.

 

Аналогичная проблема возникает и у таксиста, если он прибыл сюда по вызову, счётчик работает, а клиент ещё не подошёл.

 

Поэтому в зоне действия этого знака транспортные средства, управляемые инвалидами (1-ой или 2-ой группы) или перевозящие таких инвалидов, а также такси с включённым таксометром могут не только останавливаться, но и стоять.

 

 

 

 

 

Зона действия знаков, не прерывающих движение.

 

 

 

 

Как вы уже знаете, в общем случае эти знаки  действуют от места своей установки и до ближайшего по ходу перекрёстка.

 

Правила. Приложение 1. Действие знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 – 3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрёстка за ним.

 

При этом Правила дали водителям уточняющее руководство:

 

Правила. Приложение 1. Действие знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 – 3.30 не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.

 

 

Соответствующие знаки – это знаки, которые сообщают водителям статус пересекающихся впереди дорог, и они вам очень хорошо известны:

 

 

 

Как видим, первый знак – из группы предупреждающих – «Пересечение равнозначных дорог», а все остальные – знаки приоритета.

 

 

А теперь то же самое, только несколько иначе!

 

Действие знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 – 3.30 не прерывается в следующих двух случаях:

 

1. Либо это пересечение с выездом из прилегающей территории, не обозначенное соответствующими знаками!

2. Либо это пересечение с второстепенной дорогой и это пересечение не обозначено никакими соответствующими знаками!

 

А в каком случае дорога может быть второстепенной, если на перекрёстке нет знаков приоритета? Только в одном единственном случае – если это грунтовая дорога! Как известно, грунтовая дорога всегда второстепенная по отношению к дороге с любым твёрдым покрытием.

 

 

А теперь то же самое на конкретных примерах.

 

 

 

Впереди перекрёсток, не обозначенный никакими соответствующими знаками. Но на этом перекрёстке пересекаются две дороги с твёрдым покрытием. Здесь нет никакой «лесной, полевой и прочей второстепенной дороги».

 

И, следовательно, ограничения, вводимые запрещающими знаками, действуют только до этого перекрёстка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это выезд из двора. А выезд из двора, как и всякий выезд из прилегающей территории, по Правилам перекрёстком не считается.

 

И, следовательно, действие ограничений, вводимых запрещающими знаками, в этом месте не прерываются.

 

 

 

 

 

 

 

В тех случаях, когда выезд из прилегающей территории может восприниматься водителями неоднозначно, перед ним установят «соответствующий» знак – «Главная дорога». Теперь очерёдность движения на этом пересечении ни у кого не вызывает сомнений.

 

Но! Теперь запрещающие знаки действуют только до этого пересечения!

 

А если устроители дорожного движения хотят, чтобы ограничение скорости и запрет остановки продолжали действовать, им придётся в данной ситуации установить эти запрещающие знаки и после выезда из двора.

 

 

 

 

 

Перед этим перекрёстком тоже нет никаких «соответствующих» знаков. Но это без сомнения полноценный перекрёсток – одна дорога уходит налево, другая – направо, и обе дороги с твёрдым покрытием, то есть это перекрёсток равнозначных дорог.

 

Следовательно, ограничения, вводимые запрещающими знаками, действуют только до этого перекрёстка.

 

 

 

 

 

 

 

Это тоже перекрёсток – ваша дорога с твёрдым покрытием, а справа к ней примыкает грунтовая, то есть второстепенная дорога.

Но этот перекрёсток не обозначен ни одним из соответствующих знаков! Устроители дорожного движения сочли, что это настолько второстепенная дорога, что её можно не учитывать, и, следовательно:

 

Действие запрещающих знаков на этом пересечении не прерывается!

 

 

 

 

 

 

 

А вот это уже другая ситуация – тот же перекрёсток, но перед ним стоит один из соответствующих знаков (в данном случае знак 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги справа»).

Следовательно, устроители дорожного движения «уважают» это пересечение дорог (раз уж обозначили его соответствующим знаком).

 

И, следовательно, требование «Остановка запрещена» действует только до этого перекрёстка. После него можете смело останавливаться на обочине.

 

 

 

 

 

 

Ну, хорошо, с перекрёстками разобрались.

 

А как быть, если перекрёстков никаких нет, а ограничение надо ввести всего-то на сотню-другую метров?

 

 

На этот случай в Правилах предусмотрена табличка 8.2.1  «Зона действия».

 

 

Обратите внимание! Сначала стоит комбинация знаков, информирующая водителей о том, что впереди участок неровной дороги и через 100 метров начнёт действовать ограничение скорости – не более 50 км/час.

И действительно, через 100 метров знак «Ограничение максимальной скорости» повторён, но уже с табличкой «Зона действия». То есть отсюда и на протяжении 300 метров надлежит двигаться со скоростью не выше 50 км/час.

А ещё через 300 метров стоит «отбойный» знак 1.25  «Конец зоны ограничения максимальной скорости» – после него опять можно 90 км/час. Согласитесь, что всё предельно понятно.

 

 

 

 

Если организаторам дорожного движения потребуется ввести сразу несколько ограничений, они так и сделают, то есть установят на дороге сразу несколько дорожных знаков.

Но ставить столько же «отбойных» знаков не требуется.

 

На этот случай существует универсальный знак 3.31  «Конец всех ограничений». Он отменяет все ограничения, введенные ранее запрещающими знаками.

 

 

 

 

 

 

 

И ещё один момент. Все ограничения, действующие в населённом пункте, заканчиваются вместе с окончанием населённого пункта.

 

Ну, это вполне логично – в населённом пункте своя жизнь, со своим укладом, а, вырвавшись за пределы населённого пункта, мы всегда начинаем новую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующие два знака, не прерывающих движение, заслуживают отдельного разговора.

 

 

 

Когда-то давным-давно по Московскому радио можно было услышать такое объявление: «Просим водителей ставить на стоянку свои транспортные средства на правой стороне дорог». А на следующий день: «Просим водителей ставить на стоянку свои транспортные средства на левой стороне дорог». Для чего это делалось? Для того чтобы можно было убирать дороги. Хотя бы по очереди, сегодня одну сторону, завтра – другую. Потом появились эти знаки, и проблема была решена.

 

 

 

 

Согласитесь, что сейчас любому водителю всё понятно – на правой стороне этой дороги стоянка по чётным числам месяца запрещена.

Если сегодня нечётное число, можете смело парковаться – сегодня ограничение на стоянку не действует.

Если число чётное, придётся на ближайшем перекрёстке развернуться и припарковаться на противоположной стороне дороги.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация принципиально изменилась – дорога двухполосная, осевая линия прерывистая, и чтобы попасть на противоположную сторону, нет необходимости разворачиваться на перекрёстке.

И обратите внимание – знаки одновременно стоят и на правой и на левой стороне.

Безусловно, это удобно и сделано специально в интересах водителей – вспоминайте какое сегодня число и выбирайте для стоянки нужную сторону дороги.

 

 

 

 

 

Ученики. Удобно-то удобно, но как-то не очень. Ведь если поставить машину до утра, то ставить её я буду сегодня, а забирать – завтра. То есть после 12 ночи она уже будет стоять с нарушением Правил, и первый же эвакуатор может забрать её на штрафстоянку. Это что же – в полночь надо идти и переставлять машину на другую строну дороги?!

Учитель. Можно, конечно, и в полночь, но совсем необязательно.

 

И вот почему:

 

Правила. Приложение 1 “Дорожные знаки”. Запрещающие знаки. При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 на противоположных сторонах проезжей части разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части с 21 часа до 24 часов (время перестановки).

 

Ученики. И что из этого следует?

Учитель. А из этого следует вот что. Правила не стали вынуждать водителей переставлять машины в полночь, Правила учли эту несуразность и определили:

 

Время для перестановки машин – с 21 часа до 24 часов.

 

 

 

 

Вернёмся к нашему рисунку и представим себе, что сегодня чётное число месяца, например, 20-е августа.

 

В этом случае до 21.00 стоять можно только на левой стороне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 21.00 до 24.00 стоять можно на любой стороне (время для перестановки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После 24.00 на левой стороне не должно оставаться ни одного стоящего транспортного средства – все стоят на правой стороне. Причём стоять можно до 24.00 следующего дня (то есть спите спокойно, никто вашу машину никуда не заберёт).

 

 

 

 

 

 

Ученики. Скажите, почему на Ваших рисунках автомобили стоят и по ходу движения, и против хода? Разве такая парковка разрешена Правилами?

Учитель. Такая парковка разрешена только в одном единственном случае – только в населённых пунктах и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине.

Само собой разумеется, что при этом осевая линия должна быть прерывистой. Почему в этом случае Правила дали такую «вольницу» водителям мы поговорим подробно, когда будем проходить Раздел 12 «Остановка и стоянка». А пока поверьте мне на слово – на рисунках всё правильно.

 

 

 

 

И, наконец, ещё три запрещающих знака, занимающих обособленное положение.

 

 

 

С помощью этих трёх знаков Устроители дорожного движения имеют возможность установить  на каждом конкретном перекрёстке требуемый порядок движения.

 

Здесь самое время напомнить вам, как читается любой Закон: «Что не запрещено, то разрешено».

Знак 3.18.2  запрещает поворот налево. Разворот не запрещен.

Знак 3.19  запрещает разворот. Поворот налево не запрещён.

 

 

 

В каких направлениях разрешено продолжить движение на этом перекрёстке?

 

1. Только прямо.

 

2. Только прямо и налево.

 

3. Прямо, налево и в обратном направлении.

 

 

 

 

В каких направлениях разрешено продолжить движение на этом перекрёстке?

 

1. Только направо.

 

2. Только прямо или направо.

 

3. Прямо, направо или в обратном направлении.

 

 

 

 

В каких направлениях разрешено продолжить движение на этом перекрёстке?

 

1. Только прямо.

 

2. Только прямо или направо.

 

3. Направо, прямо или налево.

 

 

 

Следует знать, что действие знаков 3.18.1   и 3.18.2   распространяется только на то пресечение проезжих частей, перед которыми они установлены.

 

В Правилах об этом сказано в Приложении 1, в текстовой части, относящейся к Запрещающим знакам:

 

Правила. Приложение 1. Запрещающие знаки. Действие знаков 3.18.1, 3.18.2 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которыми установлен знак.

 

 

 

 

 

Примыкающая слева дорога имеет одну проезжую часть и, следовательно, поворот налево на этом перекрёстке категорически запрещён знаком.

 

Можно продолжить движение прямо и можно развернуться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этом перекрёстке примыкающая слева дорога имеет две проезжие части.

Знак запрещает поворот налево на первую проезжую часть, а на втором пересечении можете смело поворачивать налево.

Действие знака закончится сразу же, как только водитель проедет первое пересечение проезжих частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Что же касается зоны действия знака 3.19 «Разворот запрещён», то в Правилах об этом ничего не сказано.

 

Остаётся только заглянуть в ГОСТ:

 

ГОСТ Р 52289-2004. Раздел 5.4 «Запрещающие знаки». Пункт 5.4.19. Знак 3.19 “Разворот запрещен” устанавливают перед перекрестком, где этот маневр создает опасность для движения других транспортных средств или пешеходов.

 

Как видим, ГОСТ не уточняет, сколько там, на пересекаемой дороге проезжих частей. По ГОСТу получается, что такой знак ставят в том случае, когда на перекрёстке просто надо запретить менять направление движения на противоположное (независимо от того, сколько проезжих частей имеет пересекаемая дорога).

 

 

 

 

 

То есть на этом перекрёстке развернуться точно запрещено. С левой полосы можно продолжить движение прямо или повернуть налево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но и на этом перекрёстке разворот тоже запрещён. И запрещён категорически, на любом пересечении проезжих частей. Можно продолжить движение прямо и можно повернуть налево (на втором пересечении проезжих частей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Временные запрещающие знаки.

 

В завершении отметим, что запрещающие знаки могут быть не только постоянными, но и временными. Но не все подряд, а только некоторые. В Правилах эти знаки перечислены в Приложении 1.

 

Правила. Приложение 1 «Дорожные знаки». Там в самом конце (уже после “Табличек”) можно прочитать следующее:  «Желтый фон на знаках 3.11 – 3.16, 3.18.1 – 3.25, установленных в местах производства дорожных работ, означает, что эти знаки являются временными».

 

Вот они эти знаки.

 

 

 

И там же Правила особо оговорили: «В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками».

 

Читайте далее:


 scroll to top