Итак, в арсенале Устроителей дорожного движения есть предупреждающие знаки, знаки приоритета, а также запрещающие и предписывающие знаки. Казалось бы, этого и достаточно – расставим эти знаки в нужных местах на всех дорогах, и надлежащая безопасность обеспечена.
В принципе это так, только знаков придётся ставить уж очень много. Ну, вот, например, автомагистраль – здесь запрещены остановка, разворот, движение пешеходов, велосипедов, гужевых повозок и ещё многое другое, а разрешённый скоростной режим – до 110 км/час. Представляете, какое количество знаков необходимо ставить вдоль автомагистрали, да ещё и регулярно их повторять! Гораздо более рациональным представляется одним знаком проинформировать водителей о том, что они двигаются по автомагистрали, а в Правилах подробно расписать, что на автомагистрали можно и что нельзя.
Точно так же дорога в населённом пункте и дорога вне населенного пункта – это две разные зоны с двумя различными режимами движения. В то же время, как внутри населённого пункта, так и за его пределами могут существовать другие, более локальные зоны со своими особенными режимами движения, например, участок дороги с реверсивным движением. Или, скажем, дорога с односторонним движением. Или дорога с полосой для маршрутных транспортных средств.
Это же всё зоны с особыми режимами движения!
А любой перекрёсток! – разве это не зона с особым режимом движения! А места остановок маршрутных транспортных средств! А пешеходные переходы!
Это тоже короткие зоны с особыми режимами движения!
По сути, получается, что водитель всё время переезжает из одной зоны (со своим особым режимом движения) в другую зону (с другим особым режимом движения). Но тогда водителя необходимо всё время информировать о начале и о конце очередной зоны. Эту задачу и решают Знаки Особых Предписаний! Для этого они и придуманы.
Знаки особых предписаний вводят или отменяют определённые режимы движения.
Автомагистраль
Правила одним знаком 5.1 вводят на этом участке дороги особый режим движения:
На всём протяжении от знака 5.1 до знака 5.2 водители обязаны выполнять требования Раздела 16 Правил «Движение по автомагистралям».
Через 500 метров закончится участок дороги со статусом «Автомагистраль». Водители должны готовиться к тому, что скоро начнётся участок дороги со статусом «Обычная дорога вне населённого пункта».
А это уже зона совсем с другим режимом движения.
Дорога для автомобилей
По способу организации движения все дороги можно разделить на три разновидности:
– автомагистрали;
– дороги для автомобилей;
– прочие дороги.
На автомагистралях разрешён повышенный скоростной режим, но пускают туда далеко не всех, и порядки там весьма и весьма строгие.
На прочих дорогах всё абсолютно демократично – и ездить, и ходить разрешается всем без исключения, нет тех строгих ограничений, которые действуют на автомагистралях, и как следствие максимальная разрешённая скорость пониже – 90 км/час.
Это если дело происходит вне населённого пункта. Если в населённом пункте, тогда максимум – 60 км/час.
Дорога для автомобилей занимает промежуточное положение.
Правила распространили на эту дорогу все требования раздела 16 «Движение по автомагистралям», однако скоростной режим оставили такой же, как на прочих дорогах.
Дело в том, что «Дорога для автомобилей» не дотягивает до «Автомагистрали» по своему инженерному обустройству. Здесь может не быть разделительной полосы и, что самое главное, здесь могут быть пересечения на одном уровне.
И кстати, что очень важно – знак 5.3 не делает дорогу главной по отношению к пересекаемым дорогам! Так что, проезжая такие пересечения, смотрите на светофоры, а при их отсутствии – на знаки приоритета.
Образно говоря, «Дорога для автомобилей» – это эмбрион автомагистрали, и если плод будет развиваться в правильном направлении, то когда-нибудь знаки 5.3 и 5.4 заменят знаками 5.1 и 5.2. И вот тогда, пожалуйста – разрешённая скорость до 110 км в час, и эта дорога – всегда главная.
Справка. На фото изображён фрагмент Третьего Транспортного кольца в Москве (ТТК). И поскольку ТТК – это дорога в населённом пункте, то максимальная разрешённая скорость здесь – 60 км/час. А раз это ещё и «Дорога для автомобилей», тогда здесь запрещено всё то же самое, что и на «Автомагистрали»: остановка и стоянка транспорта, разворот, движение задним ходом и т.д. (см. Правила, Раздел 16, «Движение по автомагистралям»).
Другое дело, что на любой дороге могут разрешить повышенный скоростной режим с помощью соответствующих дорожных знаков (что, кстати, и сделано на некоторых участках ТТК).
Начало населённого пункта. Конец населённого пункта
В соответствии с Правилами населённый пункт – это застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26. При этом крайне важно понимать:
Для водителей граница населённого пункта – это место установки знака!
Зачем Правилам потребовались аж три пары знаков с одинаковым названием? Тут дело вот в чём. Условно говоря, Правила разбили все населённые пункты на «серьёзные» и «несерьёзные».
«Серьёзные» населённые пункты обозначают знаками на белом фоне, «несерьёзные» населённые пункты обозначают знаками на синем фоне.
Фон знака – белый, следовательно, это серьёзный населённый пункт.
Следовательно, мы въезжаем в зону, в которой действуют все требования Правил, относящиеся к населённым пунктам.
В частности, максимальная разрешённая скорость – 60 км/час.
Выезжаем из населённого пункта «Рубцовск». После знака начинается участок дороги вне населённого пункта.
А на дорогах вне населённого пункта действует другой режим движения (в частности, максимальная разрешённая скорость – 90 км/час.).
Таким знаком обозначают участки дорог с застройкой, не входящей в какой-либо населенный пункт. Это могут быть дачные поселки, отдельно стоящие предприятия, строящиеся объекты и т.п.
Попросту у этой застроенной территории нет названия, но по соображениям безопасности здесь требуется ввести тот же режим движения, что и в «серьезном» населённом пункте.
И обратите внимание! – у этого знака, как и у предыдущего, фон – белый, символы – чёрные!
То есть с места установки этого знака также начинается зона, в которой действуют все требования Правил, относящиеся к населённым пунктам!
Это тоже населённый пункт, только, в соответствие с нашей условной классификацией – это «несерьёзный» населённый пункт.
Название написано белыми буквами на синем фоне и, несмотря на гордое слово «Париж», можете продолжать движение со скоростью 90 км/ч.
Да и вообще, весь участок дороги, заключенный между такими знаками «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта», по способу организации движения ничем не отличается от обычной дороги вне населённого пункта.
Пешеходный переход
«Пешеходный переход» – это участок проезжей части, на котором Правилами разрешено появление пешеходов! А раз уж Правила пустили пешеходов на проезжую часть, то, наверное, те же Правила и должны были позаботиться об их безопасности. И они позаботились – ввели на пешеходном переходе особый режим движения транспортных средств.
В зоне пешеходного перехода запрещены практически все манёвры, а именно:
– Категорически запрещён разворот.
– Категорически запрещено движение задним ходом.
– Категорически запрещён обгон.
– Категорически запрещены остановка и стоянка (на самом пешеходном переходе и ближе 5 метров до него).
Я вовсе не призываю вас сейчас всё это запоминать. В своё время мы поговорим об этом более чем подробно и раскроем логику всех этих ограничений. Сейчас наша задача – понимать, что знаки 5.19.1 и 5.19.2 не просто информируют водителей о том, что здесь пешеходный переход.
Знак 5.19.1 вводит особый режим движения, а знак 5.19.2 этот же режим отменяет!
Следует также понимать, что эти знаки – двухсторонние, и поэтому водители обоих направлений видят одинаковую картинку, а именно:
Знак 5.19.1 стоит на правой стороне дороги;
Знак 5.19.2 стоит на левой стороне дороги.
Обозначенные места остановок маршрутных транспортных средств
Остановка автобуса или троллейбуса это что-то вроде несанкционированного пешеходного перехода – здесь возможно появление людей на проезжей части.
Учитывая это обстоятельство, Правила в зонах обозначенных остановок маршрутных транспортных средств ввели ограничения, очень похожие на те, что действуют на пешеходных переходах.
В местах обозначенных остановок маршрутных транспортных средств запрещается:
– Разворот.
– Движение задним ходом.
– Парковка транспорта. (Разрешается остановка, но только для посадки и высадки пассажиров и только при условии, что это не создаёт помех маршрутным транспортным средствам).
И опять-таки я не предлагаю вам сейчас всё это запоминать. О том, как себя вести в местах остановок общественного транспорта, мы плотно поговорим в недалёком будущем.
Сейчас моя задача – донести до вас, что знаки 5.16 и 5.17 придуманы не столько для пассажиров, сколько для водителей.
И даже, пожалуй, в первую очередь для водителей, а потом уже для пассажиров.
Направление движения по полосам. Направление движения по полосе
Если перед перекрёстком нет знаков или разметки, дающих какие-либо указания, тогда порядок движения устанавливается общим принципом:
– прямо можно со всех полос;
– направо – с правой полосы;
– налево и на разворот – с левой полосы.
Но может так случиться, что на перекрёстке из десяти машин девять всегда поворачивают налево (именно там находится место, которое притягивает автомобилистов).
При такой организации движения на этом перекрёстке всегда будет наблюдаться нелепая картина – левый ряд забит бесконечной очередью автомобилей, автобусов, мотоциклов, а две другие полосы практически не используются.
А вот так совсем другое дело – перед перекрёстком установлены знаки, показывающие разрешённые направления движения с каждой конкретной полосы. Понятно, что теперь можно поворачивать налево с двух полос, конечно же, соблюдая при этом рядность.
Обратите внимание! – знаками движение прямо с крайней левой полосы запрещено, и, глядя на рисунок, понятно почему.
При этом знаки, разрешающие поворот налево, разрешают и разворот.
Необходимо только знать, что всегда и везде на любом перекрёстке разворот разрешён только с крайней левой полосы и, глядя на рисунок, понятно почему.
Осталось сказать несколько слов о том, как эти знаки размещают на дорогах.
Если в данном направлении имеются две или три полосы, может быть применён один общий знак 5.15.1 «Направление движения по полосам».
При этом его могут расположить над дорогой, но могут и поставить на правой стороне.
Если в данном направлении три полосы и более, тогда для надёжной ориентации водителей лучше над каждой полосой повесить свой индивидуальный знак 5.15.2 «Направление движения по полосе».
И ещё один наиважнейший момент!
В отличие от запрещающих и предписывающих знаков, знаки 5.15.1 и 5.15.2 действуют не на первое пересечение проезжих частей, а на весь перекрёсток!
И это вполне логично – водители должны выбрать нужную им полосу ещё до въезда на перекрёсток, а сделать это можно только в том случае, если точно знаешь, как с этой полосы можно проехать весь перекрёсток.
При этом, как правило, знаки дублируют ещё и разметкой.
Направление движения по полосам
В Правилах есть ещё знаки с тем же названием – «Направление движения по полосам», но с другим номером – знаки 5.15.7. На этих знаках стрелы только прямые. Такие знаки устанавливают не перед перекрёстками, а на перегонах между перекрёстками для того, чтобы продублировать дорожную разметку.
Обратите внимание – на первых двух знаках нечётное число полос! Эти знаки как раз и придуманы для дорог с нечётным числом полос. Они двусторонние и показывают водителям обоих направлений, сколько у кого полос движения.
Разметка – дело ненадёжное, может местами стереться или скрыться под снегом. И как тогда прикажете водителям делить трёхполосную дорогу на двоих?
Так вот же знак, на нём всё показано!
Одновременно этим же знаком можно ввести ещё какое-нибудь дополнительное ограничение, например, запретить движение тяжёлых грузовиков по средней полосе.
Такой знак будет полезен и на двухполосной дороге в случаях, когда порядок движения по ней может неоднозначно восприниматься водителями.
Согласитесь, что если разметки нет или её не видно под снегом, то при наличии такого знака всё понятно – это двухполосная дорога с двусторонним движением. И осевая линия разметки – сплошная (как на знаке) и, следовательно, любой выезд на встречку запрещён!
Знак 5.15.8 «Число полос»
Если основное назначение знака 5.15.7 показать количество полос в каждом из направлений и уже потом (если потребуется) ввести какой-либо новый режим движения, то основное назначение знака 5.15.8 как раз и заключается в том, чтобы ввести новый режим движения, ну и заодно, волей-неволей, показать количество полос данного направления.
На самом деле новый скоростной режим начнётся с места установки вот тех дальних знаков (знаков «Ограничение максимальной скорости», применённых с табличками «Полоса движения»).
А чтобы своевременно проинформировать водителей о том, что начинается зона с особым режимом движения, знак 5.15.8 установят заранее: вне населенных пунктов – на расстоянии 150-300 м, в населенных пунктах – на расстоянии 50-150 м от начала участка дороги, на котором новый скоростной режим начнёт действовать.
Начало полосы. Конец полосы
Знак 5.15.3 установят в том случае, если дополнительная полоса появляется справа.
Обратите внимание – в данной ситуации после знака меняется режим движения: если до знака дорога была двухполосной с прерывистой осевой линией разметки, то после знака дорога стала трёхполосной, а осевая линия – сплошной, и теперь выезд на полосу встречного движения категорически запрещён.
Новый режим движение можно сделать ещё «новее», если нанести на основной знак криптограммы запрещающих или предписывающих знаков.
В данном случае на левой стреле нанесено изображение предписывающего знака 4.6 «Ограничение минимальной скорости». И, следовательно, все, кто не может двигаться с такой скоростью, обязаны перестроиться на правую полосу.
О том, что дополнительная полоса заканчивается, водителей проинформируют знаком 5.15.5 «Конец полосы».
Дополнительная полоса может появиться и слева от водителя (при неизменной ширине проезжей части дороги).
Так бывает на трехполосных дорогах с двусторонним движением, когда среднюю полосу отдают в попеременное пользование водителям обоих направлений.
О том, что средняя полоса переходит в пользование встречному движению, водителей предупредят и разметкой, и знаком 5.15.5 «Конец полосы».
Дорога с односторонним движением
Участок дороги, заключённый между этими двумя знаками – это тоже зона с особым режимом движения.
В чём особенность этого режима движения. Во-первых, на такой дороге нельзя развернуться (следствием разворота на такой дороге будет движение по встречке).
А, во-вторых, на дороге с односторонним движением (в населённом пункте!) можно парковаться как на правой стороне, так и на левой.
Выезд на дорогу с односторонним движением
Знак, установленный перед перекрёстком информирует водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движение.
А вот это уже, само по себе, особое предписание.
Во-первых, не вздумайте повернуть налево, навстречу движению. Во-вторых, если повернёте направо, то помните – это дорога с односторонним движением, а тут свои, особые порядки.
Ну и, наконец, главный вопрос – можно ли эту дорогу пересечь и можно ли здесь развернуться?
А почему нет? Я не вижу здесь никаких знаков, запрещающих движение прямо или разворот. Есть только знак, информирующий водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движение.
А в остальном это обычный перекрёсток (пересекаются две дороги), и ничто не мешает пересечь его или развернуться на нём, как и на всяком перекрёстке.
И опять на пересекаемой дороге одностороннее движение, только теперь в направлении налево.
Значит, повернуть направо нельзя (там встречка), а всё остальное – пожалуйста.
Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств
Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств
Для водителей городского пассажирского транспорта дорога – это их рабочий цех. Здесь они перевозят пассажиров и должны делать это строго в соответствие с установленным графиком.
Но как прикажете соблюсти график, если на протяжении всего маршрута то и дело «глухие пробки». Выход один – на проблемных участках выделить одну из полос для движения только маршрутных транспортных средств, то есть всем остальным запретить движение по этой полосе.
Знак 5.11.1 состоит из двух символов:
– слева изображено маршрутное транспортное средство, двигающееся навстречу;
– справа – вертикальная белая стрела, очень похожая на ту, что изображается на знаке 5.5 «Дорога с односторонним движением».
Знак 5.11.1 информирует водителей о том, что на данном участке дороги установлен особый режим движения, а именно:
1. Сколько бы полос не было на данной дороге, все они (кроме крайней левой!) предназначены для движения в одном направлении.
2. Крайняя левая полоса отделена от остальной проезжей части сплошной линией разметки, и предназначена для движения во встречном направлении. И эта полоса отдана маршрутным транспортным средствам.
Обратите также внимание на разметку 1.23 (буква «А» на проезжей части). Эта разметка дополнительно информирует водителей о том, что данная полоса предназначена для движения маршрутных транспортных средств.
Водителей, подъезжающих к этому перекрёстку, необходимо проинформировать о том, что на пересекаемой дороге организован особый режим движения.
Эту задачу решают с помощью знаков 5.13 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств».
Обратите внимание! – эти знаки, так же, как и предыдущие, тоже состоят из двух частей:
– вверху изображено маршрутное транспортное средство;
– внизу – горизонтальная стрела, точно такая же, как и на знаках 5.7.1 и 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением».
То есть, сколько бы не было полос на пересекаемой дороге, они все предназначены для одностороннего движения (в данном случае – направо). И только одна полоса (дальняя от нас) предназначена для движения налево, но она отдана маршрутным транспортным средствам, и выезд на неё запрещён!
Но в остальном это обычный перекрёсток (пересекаются две дороги), и ничто не мешает пересечь его или развернуться на нём, как и на всяком перекрёстке.
Но может быть и так – маршрутным транспортным средствам отдана ближняя к нам полоса, и они двигаются направо.
Значит, нам направо нельзя, а всё остальное – пожалуйста.
И об этом на экзамене спрашивают:
Какие знаки запрещают поворот направо? 1. Только Б. 2. Б и В.
Какие знаки запрещают поворот налево? 1. Только А. 2. А и Г.
Какие знаки запрещают разворот? 1. Только А и Г. 2. Разворот этими знаками не запрещён. |
Полоса для маршрутных транспортных средств
Безусловно, предыдущий вариант, когда маршрутные транспортные средства двигаются навстречу основному потоку, самый рациональный. В этом случае никто не двигается рядом с маршрутными транспортными средствами в попутном направлении, и это создаёт идеальные условия для беспрепятственного движения городских автобусов и троллейбусов.
К сожалению, такая организация движения не всегда возможна – иногда приходится на обычной многополосной дороге взять и отобрать одну из полос и отдать её маршрутным транспортным средствам.
В этом случае знак 5.14 повесят точно над этой полосой вместе с табличкой 8.14 «Полоса движения».
Такая комбинация информирует водителей о том, что для маршрутных транспортных средств выделена именно одна эта полоса, а не вообще вся проезжая часть данного направления.
Конечно, эту полосу, предпочтительнее отделить сплошной продольной линией, однако это не всегда разумно. Например, если сейчас вместо прерывистой линии нанести сплошную, тогда никто не сможет заезжать во дворы и другие прилегающие справа территории, и невозможно станет посадить или высадить пассажира на этом участке дороги.
Но знак могут установить и на правой стороне дороги.
В этом случае дополнительной таблички 8.14 «Полоса движения» не будет. Если знак установлен не над дорогой, а на правой стороне дороги, это автоматически означает, для движения маршрутных транспортных средств предназначена только крайняя правая полоса.
О том, как себя вести на такой дороге, что здесь можно и что нельзя, мы поговорим позднее, когда будем знакомиться с Разделом 18 Правил «Приоритет маршрутных транспортных средств». А пока наша задача – усвоить, как на обычной дороге выделяют полосу для движения маршрутных автобусов и троллейбусов.
И ещё!! Вам, как будущим водителям, необходимо знать, что знак 5.14, обозначающий полосу для маршрутных ТС, частенько применяют вместе с табличкой 8.5.2 «Рабочие дни».
Следовательно, эту полосу можно использовать и нам, простым смертным, но только по субботам, воскресеньям и праздничным дням.
И тут вопрос: Можно ли по субботам, воскресеньям и праздничным дням пересекать эту сплошную линию разметки?
В Правилах есть такое требование:
Правила. Приложение 2. Дорожная разметка и её характеристики. Самый последний абзац. В случаях, когда значения дорожных знаков и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
И опять вопрос:
Противоречат ли сейчас требования знаков требованиям разметки?
А ведь, пожалуй, не противоречат. Никакого спора между знаками и разметкой нет!
Знаки всего лишь РАЗРЕШАЮТ водителям использовать эту полосу по субботам, воскресеньям и праздникам ТАКОЙ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ.
То есть разметка никуда не делась! Заезжать на эту полосу и выезжать с нее можно, но только в местах, где это разрешено разметкой!
В противном случае водителей ждет наказание, правда, не 3000 рублей (как в будни), а всего лишь предупреждение или штраф 500 рублей (за нарушение требования дорожной разметки).
Дорога с полосой для велосипедистов. Полоса для велосипедистов.
Если движение велосипедистов организовано навстречу основному потоку, водителей об этом проинформируют знаком 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов».
В Правилах об этом знаке сказано так:
Правила. Приложение 1. Знак 5.11.2. Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
Если же велосипеды и мопеды двигаются в попутном направлении с основным потоком, то на этот случай предусмотрен другой знак – знак особых предписаний 5.14.2 «Полоса для велосипедистов».
Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов
Знак особых предписаний 5.13.3 информирует водителей о том, что на пересекаемой дороге организован необычный порядок движения, а именно: пересекаемая дорога – дорога с односторонним движением, но есть полоса для велосипедистов, причём велосипедисты двигаются навстречу основному потоку.
Повернуть налево нельзя, но всё остальное – пожалуйста – направо, прямо и развернуться не запрещено.
А здесь не получится повернуть направо, но всё остальное (прямо, налево и развернуться) не запрещено.
Здесь целых две полосы для велосипедистов, но дорога обычная, с двусторонним движением, и никакого знака не требуется.
Только поворачивая направо или налево, не окажитесь на полосе для велосипедистов, заезжайте на полосу, предназначенную для движения механических транспортных средств.
Дорога с реверсивным движением
Знакомая всем картина: пятница, конец рабочего дня, в направлении из центра в область растянулась огромная пробка – все едут на дачу. А навстречу, в жаркую и душную Москву, одна-две машины.
В воскресенье вечером картина изменится с точностью до наоборот: в Москву бесконечный поток автомобилей, а из Москвы почти никого.
Ах, как было бы хорошо, если бы каким-нибудь волшебным образом устроители дорожного движения могли по мере надобности переносить «сдвоенную сплошную» то влево, то вправо. К сожалению таких технологий пока не открыли, но зато придумали дорогу с реверсивным движением.
Посмотрите, что произошло с осевой линией разметки – она из сдвоенной сплошной превратилась в сдвоенную прерывистую, причём штрихи длинные, а промежутки между ними – короткие.
Уже одна только эта разметка информирует водителей о том, что на этой дороге организовано реверсивное движение.
Кроме того, над двумя средними полосами установлены реверсивные светофоры, и если на них включены зелёные стрелы, то в нашем направлении можно двигаться по трём полосам.
Если нам включены красные кресты, значит, встречным водителям горят зелёные стрелы, и сейчас в нашем направлении осталась только одна полоса – крайняя правая.
Резюмируем!
Участок дороги, заключённый между знаками 5.8 и 5.9 это зона с особым (реверсивным!) режимом движения.
Выезд на дорогу с реверсивным движением
В данном случае на пересекаемой дороге всего три полосы, и средняя полоса выделена с обеих сторон сдвоенной прерывистой линией разметки. Именно средняя полоса и предназначена для реверсивного движения, и для того, чтобы это понимать, достаточно только одной этой разметки.
И, тем не менее, на каждом выезде на такую дорогу в обязательном порядке будет установлен знак 5.10. И, как вы понимаете, это совершенно нелишне. Архиважно, чтобы водители точно знали – это дорога, на которой действует нестандартный режим движения.
Ученики. А если мы сейчас повернём на эту дорогу, какие полосы можно занимать?
Учитель. Куда бы вы не поворачивали, направо или налево, в данной ситуации заезжать можно только на крайнюю правую полосу. Остальные полосы можно занимать только после того, как убедитесь, что движение по ним разрешено реверсивными светофорами.
Ученики. А прямо проехать можно?
Учитель. Это не запрещающий знак и не предписывающий (если вы ещё не забыли, они круглой формы). Этот знак всего лишь информирует вас о том, что на пересекаемой дороге организовано реверсивное движение. А в остальном это обычный перекрёсток (пересекаются две дороги) и, как и на всяком перекрёстке, можете продолжить движение во всех направлениях.
Жилая зона
В обиходе «жилая зона» – это место, где живут люди, то есть, в сущности, любой населённый пункт. Вместе с тем в любом населённом пункте есть локальные места, где нельзя разрешить общепринятый режим движение транспорта. Такие места это, в первую очередь, все без исключения дворы или, к примеру, так называемые «спальные районы», или отдельные улицы в деловой части города. Словом, это места, где совсем запретить движение транспорта нецелесообразно, а обеспечить комфортные условия для жителей и пешеходов – необходимо.
Проинформировать водителей о том, что они въезжают в жилую зону очень просто – достаточно на всех въездах установить знаки 5.21, и, начиная с этого места, водители обязаны выполнять требования раздела 17 Правил «Движение в жилых зонах», пока не доедут до отбойного знака 5.22 «Конец жилой зоны».
Ещё раз заостряю ваше внимание! – любой двор это всегда «жилая зона», и здесь установка знака не обязательна.
Со всеми подробностями режима движения в жилых зонах мы познакомимся позднее, когда будем проходить соответствующий раздел Правил. Пока же настоятельно рекомендую вам усвоить следующее:
1. В жилых зонах максимальная разрешённая скорость движения транспорта – 20 км/час.
2. В жилых зонах пешеходы могут ходить как по тротуарам, так и по всей ширине проезжей части и при этом наделены преимущественным правом на движение.
Нарушают ли пешеходы Правила, двигаясь по проезжей части в данной ситуации?
1. Да, нарушают, так как в этом месте нет пешеходного перехода.
2. Нет, не нарушают, так как это «Жилая зона».
|
Обязаны ли водители в данной ситуации уступать дорогу пешеходам?
1. Нет, не обязаны, так как в этом месте нет пешеходного перехода.
2. Да, обязаны, так как это «Жилая зона». |
Другие локальные зоны
Прежде чем поговорить об этих локальных зонах, вернёмся чуть назад.
Вы уже знаете, что знак «Стоянка запрещена» действуют от места установки и до ближайшего по ходу перекрёстка.
При этом знаки действуют только на ту сторону дороги, на которой они установлены. Нелепо было бы принуждать водителей ещё и смотреть, какие запреты действуют на противоположную сторону, тем более что и знаки то стоят к ним спиной.
А теперь представьте, что во всём прибрежном районе города Геленджика (от берега и до красной линии) потребуется ввести особый режим движения – скорость не более 30 км/час, и запрещена стоянка с 7.00 до 19.00. Это сколько же придется поставить знаков! Мало того, что в начале каждого перекрёстка, так ещё и на обеих сторонах всех улиц, переулков, проездов и тупиков.
Вот именно для таких случаев и предназначены знаки со словом «Зона».
Достаточно только расставить их на всех въездах в прибрежный район, и задача будет решена. Согласитесь, что всё предельно понятно – знаки информируют водителей о том, что они въезжают в зону с особым режимом движения. И в данном случае действие указанных ограничений распространяется не до ближайшего перекрёстка, а на всю территорию зоны.
То есть на любую сторону любой дороги внутри зоны!
Естественно, на всех выездах из прибрежного района необходимо установить знаки «Конец зоны».
Знак диктует способ постановки транспортных средств на стоянку. Какова зона действия это требования?
1. До ближайшего перекрестка.
2. До отбойного знака. |
Как будете парковаться на левой стороне этой дороги?
1. На проезжей части параллельно краю тротуара.
2. Так, как показано на знаке. |
Ну, а это пешеходная зона. Здесь запрещено движение механических транспортных средств.
Что же касается немеханических транспортных средств, то с этим надо разбираться отдельно.
В июле 2017 года в Правилах произошли очередные изменения – изменилось толкование знака 5.33 «Пешеходная зона».
Было: Знак 5.33 “Пешеходная зона”. Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение только пешеходов.
Стало: Знак 5.33 “Пешеходная зона”. Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение пешеходов, и в случаях, установленных пунктами 24.2 – 24.4 настоящих Правил, велосипедистов.
Что отсюда следует!
1. В пункте 24.2 идёт речь о велосипедистах старше 14 лет, но в этом пункте понятие «Пешеходная зона» вообще не упоминается. Так что велосипедисты старше 14 лет по-прежнему ездить в пешеходной зоне не могут.
2. Что же касается велосипедистов младше 14 лет, то в соответствие с п.п. 24.3 и 24.4 они и раньше могли кататься в пешеходных зонах. Так что изменения толкования знака 5.33 носит формальный характер (на самом деле ничего не изменилось). В пешеходных зонах категорически запрещено движение механических транспортных средств! Движение немеханических транспортных средств также запрещено, но есть одно исключение – дети в возрасте до 14 лет могут ехать на велосипеде.
И, наконец, еще одно изобретение ПДД – велосипедная зона.
14 декабря 2018 года вступили в действие очередные изменения в ПДД.
В частности в первом разделе появилось новое понятие: “Велосипедная зона“ – территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены знаками 5.33.1 и 5.34.1.
Одновременно в Правилах появились такие указания:
Правила. Раздел 10. Пункт 10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.11. В велосипедной зоне:
– велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении;
– пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения требований пунктов 4.4 – 4.7 настоящих Правил.
По сути это означает следующее:
1. В отличие от пешеходной зоны, по велосипедной зоне могут ездить механические транспортные средства (автомобили и мотоциклы).
2. В велосипедной зоне максимальная разрешенная скорость – 20 км/ч для всех (и для велосипедов, и для автомобилей, и для мотоциклов).
3. В велосипедной зоне приоритет в движении отдан велосипедистам (мы с вами обязаны уступать им дорогу).
4. В велосипедной зоне велосипедисты могут двигаться по всей ширине проезжей части попутного направления.
5. В велосипедной зоне пешеходы должны идти по тротуару, а не по проезжей части (то есть так же, как и на обычной дороге). Но есть и отличие! В велосипедной зоне пешеходам разрешено переходить на другую сторону дороги в любом месте, а не только по обозначенному пешеходному переходу.
Локальные зоны с ограничением экологического класса
Что такое экологический класс транспортного средства.
Экологический класс транспортного средства определяется количеством вредных веществ в выхлопных газах.
Существует пять экологических классов: Евро 1 – Евро 5. Чем выше класс, тем меньше вреда окружающей среде.
Тот или иной экологический класс присваивается автомобилю на основании испытаний, которые должны осуществляться в специальных лабораториях.
В России экологический класс начал присваиваться автомобилям недавно. Поэтому добрая половина нашего транспорта вообще не имеет этого класса. Законодатели учли сей факт и решили вводить экологические строгости поэтапно.
В период с 1-го июля 2018 года по 30 июня 2021 года ограничения, вводимые экологическими знаками, действуют только на тех, у кого в регистрационных документах указан экологический класс. И не действуют на тех, у кого в документах экологический класс не указан!
С 1-го июля 2018 года этот знак запрещает дальнейшее движение механических транспортных средств (в том числе всех автомобилей), у которых экологический класс (указанный в свидетельстве о регистрации) меньше, чем цифра на знаке.
Если в ваших регистрационных документах экологический класс не указан, можете продолжать движение, и никто вас за это не накажет.
Но так будет не всегда. Наступит 1-е июля 2021 года, и с этого момента никому никаких поблажек. Под этот знак не смогут двигаться и те, у кого экологический класс указан (если он меньше цифры на знаке), и те, у кого в документах информация об экологическом классе отсутствует.
Если у Вас в документах не прописан экологический класс автомобиля, и Вы не хотите попадать под действия, экологических ограничений, имеет смысл до 2021 года поменять свидетельстве о регистрации ТС!
Этот знак запрещает движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (если экологический класс автомобиля ниже указанного на знаке).
На транспортные средства категории “В” действие этого знак не распространяется (можете продолжать движение).
Читайте далее: