Итак, поехали! Только перед началом движения не забудьте отрегулировать под себя кресло и зеркала заднего вида. Ну, и пристегнуться, конечно. Теперь остаётся только оценить ситуацию на дороге и включить указатели поворота.
Правила. Раздел 8. Пункт 8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворотов соответствующего направления.
Это требование Правил не содержит никаких исключений. Правила в данном случае имеют в виду следующее обязательное условие – водители, совершая любой манёвр, должны подавать сигналы поворота всегда, независимо от того, есть ли на дороге другие участники движения или их нет, и находится ли водитель на дороге общего пользования или за пределами дороги.
Всегда и везде перед началом любого манёвра водитель обязан включать указатели поворота!
Единственное уточнение этого общего принципа содержится в пункте 8.2:
Правила. Раздел 8. Пункт 8.2. При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Следуя за Правилами, мы можем окончательно сформулировать два очередных общих принципа:
1. Всегда и везде перед началом любого манёвра водитель обязан подавать сигналы указателями поворота.
2. Водитель обязан пользоваться указателями поворота грамотно, то есть так, чтобы не вводить в заблуждение других участников дорожного движения.
Этот общий принцип по своей сути обязывает вас совершать манёвры максимально выразительно! То есть так, чтобы ваши намерения были абсолютно прозрачны и безошибочно читались остальными участниками движения.
И эту максимальную выразительность водители должны обеспечивать всегда и везде, что называется «на автопилоте», независимо от того, есть тут другие участники движения или вы маневрируете в полном одиночестве, например, на территории АЗС, или на автостоянке, или во дворе.
И ещё давайте условимся – под манёврами мы будем понимать действия водителя, перечисленные в пункте 8.1 Правил, а именно:
– начало движения после преднамеренной остановки или стоянки;
– прекращение движения с целью совершения преднамеренной остановки или стоянки;
– перестроение;
– поворот направо, поворот налево, разворот.
Нас могут спросить: «А где же обгон, объезд препятствия, съезд на полосу торможения или съезд с полосы разгона?».
Мы ответим: «Все перечисленные действия – это разновидности перестроений».
Здесь никуда, кроме как направо и нельзя. Должен ли водитель в данной ситуации включить правые указатели поворота?
1. Нет, не должен.
2. Должен обязательно. |
Перекрёсток с круговым движением. Всем понятно, что, въезжая на круг, водители будут поворачивать направо. Должны ли они в таком случае включать правые указатели поворота?
1. Нет, не должны.
2. Должны обязательно. |
В каком из перечисленных случаев водители обязаны подавать предупредительные сигналы поворотов?
1. Только при маневрировании на дорогах общего пользования.
2. Только при маневрировании в жилых зонах и на других территориях, где разрешается движение пешеходов по проезжей части.
3. При маневрировании водители обязаны подавать предупредительные сигналы поворотов во всех случаях. |
Какое обязательное условие должны соблюдать водители при подаче сигналов поворота?
1. Сигнал не должен вводить в транс других участников движения.
2. Сигнал не должен вводить в экстаз других участников движения.
3. Сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения. |
Осталось только определиться с тем,
каким образом подача сигнала поворота может ввести кого-либо в заблуждение.
Во-первых, сигналы поворотов не следует подавать, если эти повороты совершаются вместе с дорогой.
Вот, например, сейчас вы будете поворачивать направо, потому что сама дорога поворачивает направо.
При этом по отношению к полотну дороги вы не совершаете никаких манёвров – вы не собираетесь останавливаться, вы не собираетесь сворачивать с дороги в лес, вы не собираетесь поворачивать на другую дорогу (её тут и нет), вы просто повинуетесь изгибам самой дороги.
Ну, и не надо вводить людей в заблуждение!
Изгибы дорог не следует дублировать указателями поворотов! Это может быть неоднозначно понято другими участниками движения и введёт их в заблуждение.
Водитель белого автомобиля собирается припарковаться сразу за перекрёстком.
Если он сейчас включит правые повортники, он точно введёт в заблуждение водителя чёрного автомобиля. И водитель чёрного автомобиля, думая, что «белый» поворачивает направо, начнёт движение.
Этого не случится, если «белый» покажет сигнал поворота чуть позднее – ну, хотя бы доехав до середины пересекаемой дороги.
Если сейчас вы собираетесь развернуться на первом пересечении проезжих частей, то уже пора включать левые указатели поворота.
Если вы собираетесь повернуть налево на вторую проезжую часть, тогда не надо вводить в заблуждение водителя мотоцикла.
В этом случае включать поворотники надо позднее, когда вы поравняетесь с мотоциклистом.
С первым требованием восьмого раздела мы разобрались, теперь посмотрим, что сказано в следующем пункте:
Правила. Раздел 8. Пункт 8.2. Подача сигнала указателями поворота должна производиться заблаговременно до начала выполнения манёвра и прекращаться немедленно после его завершения.
Как видим, Правила, предъявили к водителям два, казалось бы, несовместимых требования:
1. Сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
2. Включать указатели поворота необходимо заблаговременно.
То есть включать указатели надо и не слишком поздно, и не слишком рано, но всегда заблаговременно. Правила не определили численно степень заблаговременности. Сколько это, 5 секунд, 10 секунд? По Правилам получается, что эту самую «степень заблаговременности» водитель должен определять самостоятельно.
А теперь попробуйте решить вот такую задачу из Билетов ГИБДД:
Когда следует включать указатели поворота?
1. Непосредственно перед поворотом или разворотом.
2. Заблаговременно до начала выполнения манёвра.
3. По своему усмотрению.
Комментарий к задаче
Эта задачка из разряда провокационных. Ученик, в совершенстве знающий Правила, тут может надолго задуматься. Если учитывать оба требования («заблаговременно» и «не вводить в заблуждение»), тогда правильный ответ – третий. Но у авторов этой задачки правильный ответ – второй. Запомните эту задачу, чтобы не сделать здесь ошибку. |
Световыми указателями поворота оснащены не все транспортные средства – их нет у гужевых повозок, а также на мопедах и велосипедах. И стоп-сигналов у всех у них тоже нет. Да и на автомобиле всё перечисленное однажды может выйти из строя, например, в результате ДТП. Как же теперь доехать до дома или до автосервиса?
В таких случаях Правила обязывают водителей сообщать о своих намерениях с помощью рук.
Правила. Раздел 8. Пункт 8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворотов соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, согнутая в локте.
Сигналу правого поворота соответствует правая рука, вытянутая в сторону либо левая рука, согнутая в локте.
Сигнал торможения подаётся поднятой вверх левой или правой рукой.
На каком рисунке водитель намеревается повернуть налево?
1. Только на рисунке А.
2. Только на рисунках А и Б.
3. На всех рисунках. |
На каком рисунке водитель намеревается повернуть направо?
1. Только на рисунке А.
2. Только на рисунках А и Б.
3. На всех рисунках. |
На каком рисунке водитель намеревается остановиться?
1. Только на рисунке А.
2. Только на рисунках А и Б.
3. На всех рисунках. |
Конечно же, подача сигнала рукой тоже должна осуществляться заблаговременно до начала маневра. Но управлять транспортным средством (особенно двухколёсным) одной рукой небезопасно.
Логично, что Правила разрешили прекращать подачу сигнала рукой не после выполнения манёвра, а непосредственно перед началом манёвра.
На каком рисунке водитель намеревается повернуть налево?
1. Только на рисунке А.
2. Только на рисунках А и Б.
3. На всех рисунках.