Прогрессивная шкала за нарушение предельно допустимой скорости в России уже существует: чем больше “км/час” зафиксировал измерительный прибор, тем в большее количество рублей обойдется нарушение. Но теперь предложена и другая схема начисления: чем больше зарабатываешь, тем больше платишь.
Идею соразмерности штрафа за превышение скорости с уровнем дохода нарушителя озвучил в эфире радиостанции “Говорит Москва” заместитель руководителя московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин. “Во многих странах штрафы за нарушение скоростного режима очень высокие. Самое хорошее было бы — привязать штраф к уровню дохода, который можно узнать в налоговой. Или к стоимости автомобиля — как маркеру, чем владеет. Особенно в условиях расслоенности: для кого-то три тысячи — это ерунда, для кого-то — весомая часть его дохода”, — сказал Евсин (цитата по РИА “Новости”).
Такая мера, будь она реализована, представляется экспертам достаточно резонной. Не секрет, что если не все, то очень и очень многие водители “от души” пользуются разрешенным сегодня весьма либеральным по мировым меркам допуском в 20 км/час, безнаказанно нарушая формальный скоростной режим уже просто “по умолчанию”, а это значительно увеличивает риск тяжких последствий при ДТП. При этом очень многие состоятельные водители легко, регулярно и без всякой нужды, просто куража ради значительно превышают и этот допуск, что то и дело приводит к очень резонансным авариям и наездам со смертельным исходом.
Что такое сегодняшние штрафы для обладателя роскошного автомобиля с огромной зарплатой (своей собственной или родительской), если он за один раз где-нибудь в ночном клубе может потратить больше, чем иной заработает за год? Все равно что комариный укус для слона, желающего прокатиться по улицам “с ветерком”. Другими словами, для страны со столь большим социально-финансовым расслоением это весьма актуально. Тем более, что за примерами подобных схем и ходить далеко не надо.
Наиболее известный и географически близкий пример такого рода – соседняя Финляндия, где штрафы за превышение скорости в буквальном смысле разорительные и напрямую связаны с благосостоянием нарушителя. Помимо фиксированного штрафа в размере от 140 до 200 евро за небольшое превышение скоростного лимита (от 6 до 20 км/ч; за превышение до 6 км/час выносится предупреждение), там используется система так называемого “поденного штрафа”, который рассчитывается на основе ежедневного располагаемого дохода (то есть остающегося после уплаты всех налогов) правонарушителя и, как правило, составляет его половину. И чем больше превышение, тем больше количество поденных штрафов (до 32 максимально).
На сайте финской полиции есть даже специальный счетчик (sakkolaskuri). Дорожная полиция при оформлении штрафа учитывает, помимо чистого дохода нарушителя, также и другие факторы – например, число иждивенцев. В результате штраф может оказаться чрезвычайно высоким. Так в 2002 году Ансси Ваньоки, бывший директор Nokia, был оштрафован на 116 тысяч евро за движение за рулем мотоцикла со скоростью все лишь 75 км/ч в зоне с лимитом 50 км/ч. А в 2015 году бизнесмен Рейма Куйсла заплатил 54 тысячи евро за превышение скорости на 22 км/ч. Кроме того, в Финляндии водитель может даже лишиться прав, если он превысил скорость трижды в течение года.
Финляндия – не единственная страна, применяющая так называемое “прогрессивное наказание” за превышение скорости. Аналогичную систему использует и Швейцария, которая в 2010 году установила мировой рекорд по штрафам за превышение скорости: богатый водитель, ехавший со скоростью 290 км/ ч, был приговорен к поденному штрафу в размере 3600 швейцарских франков в день в течение 300 дней, то есть в общей сложности размер штрафа составил более 1 миллиона швейцарских франков (что равняется примерно той же сумме в долларах).
В 2017 году ужесточила наказание за превышение скорости и Великобритания, где водители могут быть оштрафованы на сумму до 175% от их недельного дохода по скользящей шкале в зависимости от тяжести правонарушения (при ограничении 2500 фунтов). Наконец, в ряде стран (в той же Финляндии, Франции, Испании, Германии) существуют законы, предусматривающие для “скоростных рецидивистов” тюремное заключение и конфискацию их автомобилей.